Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.

Козьменко С. Ю. и др. Экономическое освоение регионального пространства… 420 в эксплуатацию первый в мире арктический ледокол "Ермак" с паровыми двигателями. В последующем флот продолжил расширяться, а начало XX в. ознаменовалось серией русских арктических экспедиций. В период с 1900 по 1914 гг. проводились обширные исследования, в том числе и Карского моря, его береговых линий и морских течений [1]. Исследование арктических морей органично сочеталось с экономическим освоением этого пространства, созданием системы населенных мест в Арктике для "очагового" (на основе "опорных точек") развития заполярных территорий. Особое внимание при освоении Арктики традиционно уделялось двум важнейшим составляющим – развитию морской деятельности и формированию системы рационального природопользования, главным образом в сфере добычи и транспортировки энергетических ресурсов. Судоходство в Карском море обеспечивалось ледокольным флотом, который в 1959 и 1960 гг. пополнился первыми отечественными атомным ("Ленин") и дизель-электрическим ("Москва") ледоколами. В 1974 г. спущено на воду головное судно серии из 3 линейных дизель-электрических ледоколов "Ермак", а в 1975 г. – головное судно из серии 6 атомных ледоколов "Арктика". Ледоколы использовались для проводок судов по трассам Северного морского пути, обеспечения научных экспедиций в Арктику и в других целях. В период с 1977 по 1981 гг. в эксплуатацию были введены 4 дизель-электрических ледокола типа "Капитан Сорокин", а в 1989–1990 гг. – атомные ледоколы "Таймыр" и "Вайгач". Более низкая по сравнению с линейными ледоколами осадка позволяла этим судам обеспечивать проводки судов по Северному морскому пути с заходом в устья сибирских рек. Так, навигация порта Дудинка, расположенного на правом берегу впадающей в Карское море реки Енисей, была обеспечена только с появлением мелкосидящих ледоколов. Вследствие географического положения акватория Карского моря большую часть года скована льдами. При этом ледовую обстановку в период начала замерзания акватории определяют условия предшествующего летнего периода. Чем более высока ледовитость (доля скованной льдами площади акватории), сохранившаяся с предыдущей зимы, тем раньше начинается ледообразование нового зимнего периода. Соответственно, чем благоприятнее ледовые условия летом, тем позже замерзает акватория. Акватория северо-восточной части Карского моря замерзает в среднем за период с сентября по начало ноября, а юго-западной части – с октября по конец ноября. Годовая средняя ледовитость в Карском море находится на уровне 85,4 %. В зависимости от климатических условий зимы разделяют на мягкие, умеренные, суровые и экстремально суровые. В экстремально суровые зимы толщина припая в заливах и у побережий южной части Карского моря может достигать 2,0 м, а остальная акватория юго- западной части моря полностью сковывается льдами толщиной до 1,6 м [2]. С середины 1980-х гг. начался период смягчения климата в Арктических морях, поэтому большинство зим XXI в. в Карском море признаны мягкими и умеренными (кроме зимы 2000–2001 гг.). В эти годы в зимний период акватория моря сковывается однолетними льдами и припаем до 1,1 м, а в течение июня – октября значительно освобождается ото льдов [3]. Экономическая целесообразность освоения акватории и побережья Карского моря (особенно Обской и Тазовской губ) обусловлена, помимо обеспечения судоходства, также наличием богатейших ресурсов природного газа в арктических нефтегазоносных областях (НГО) Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции (НГП) и Южно-Карской морской НГО Баренцево-Карской НГП [4]. Необходимость освоения акваторий Карского моря и Обской губы исторически и на сегодняшний день обусловлена, помимо обеспечения судоходства в акватории Северного морского пути, богатыми запасами природных ресурсов Арктического региона, в том числе в омываемых ими территориях. При этом круглогодичная навигация обеспечивается только с использованием судов усиленного ледового класса и зачастую под проводкой ледоколов. Рациональное природопользование в Арктике В юго-западной части Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края расположены месторождения "Октябрьское", "Норильск-1" и "Талнахское", где ведется добыча никеля, меди, кобальта, металлов платиновой группы, золота, серебра. В этих месторождениях сосредоточено 40 % мировых запасов платиноидов, 36 % никеля, 14 % кобальта и 10 % меди. Разведанные запасы никеля оцениваются на уровне 85 % общероссийских запасов, а объемы добычи меди составляют 60–75 % от всей добычи по стране. В Таймыро-Норильской провинции разведаны запасы интрузивных горных пород. Прогнозные ресурсы такситовых лейкогаббро могут превысить 2–3 тыс. т. Уровень залегания этих руд позволит осуществлять их отработку открытым способом, а технологические испытания проб подтверждают высокую продуктивность месторождений.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz