Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.

Вестник МГТУ. 2016. Т. 19, № 2. С. 419–425. DOI: 10.21443/1560-9278-2016-2-419-425 419 УДК 332.1+656.612 С. Ю. Козьменко, Д. А. Матвиишин Экономическое освоение регионального пространства Карского моря: особенности ледокольного обеспечения мореплавания S. Yu. Koz'menko, D. A. Matviishin The economic development of the regional area of the Kara Sea: Features of icebreaker providing navigation Аннотация. Представлена историко-экономическая ретроспектива освоения акватории и побережья Карского моря в пределах регионального пространства Арктики. Выполнена оценка запасов основных полезных ископаемых, а также возможности разработки месторождений, особенно нефти и газа, в сложных арктических условиях. Обоснована структура морских коммуникаций в аспекте организации транспортировки сырья при ледокольном обеспечении. Определены подходы к диверсификации путей и средств транспортировки арктических природных ресурсов и направления модернизации флота. Abstract. The paper presents a retrospective of historical and economic development of the waters and coast of the Kara Sea. The estimation of major minerals' reserves as well as the possibility of mining, especially oil and gas, in difficult Arctic conditions has been considered. The structure of sea lanes in the aspect of raw materials transportation using icebreakers has been substantiated. Some approaches to the diversification of routes and means of transportation of Arctic natural resources and ways of fleet modernization have been determined. Ключевые слова: Арктика, природные ресурсы Арктики, морские коммуникации, ледокольное обеспечение, сжиженный природный газ, СПГ, модернизация арктического флота. Key words: the Arctic, natural resources in the Arctic, sea communications, icebreaking support, liquefied natural gas, LNG, modernization of the Arctic fleet. Введение Экономика региона, обладающего значительными запасами полезных ископаемых, обычно в большей степени функционирует за счет реализации природных ресурсов и продуктов их переработки. Для прямой продажи или последующей обработки полезных ископаемых требуется их доставка до пункта назначения. Для многих северных регионов России перевозка основных грузов осуществляется морским путем как сравнительно дешевым и не требующим значительных капитальных затрат для работы в какой-либо конкретной местности. Однако процесс экономического освоения регионального пространства Арктики усложняется суровыми климатическими условиями и ледовой обстановкой в акваториях арктических морей, что определяет сезонность судоходства. Этот "природный барьер" преодолевается путем использования специализированных судов, приспособленных к работе в подобных условиях: ледоколов и судов с ледовым усилением. Ретроспектива освоения регионального пространства Карского моря Время начала освоения Карского моря доподлинно неизвестно. Согласно сохранившимся фактам, в XVI в. проводились неоднократные экспедиции иностранными путешественниками. Однако в 1619 г. указом царя Михаила Федоровича торговые плавания через Карское море были запрещены, что привело к приостановке освоения. Плавание по Карскому морю продолжилось в первой половине XVIII в. в рамках Великой Северной экспедиции. В 1736 г. отряд лейтенанта С. Г. Малыгина, получивший задание составить карту морского берега от устья р. Печоры до устья р. Оби, прошел на 2 ботах через пролив Югорский Шар и застрял во льдах в районе устья р. Кара. В 1741–1742 гг. Ленский отряд (Х. Лаптев, С. Челюскин) картографировал побережье полуострова Таймыр и достигл крайней восточной точки Карского моря – пролива Вилькицкого. В 1860 г. шхуна "Ермак" под руководством П. П. Крузенштерна (внука адмирала И. Ф. Крузенштерна) прошла в Карское море через свободные ото льда Карские ворота, однако в связи с недостатком обеспечения судно было вынуждено повернуть обратно. Попытка повторить плавание в 1862 г. обернулась неудачей – судно попало в ледовый плен, и осенью было принято решение покинуть шхуну, оставив ее во льдах. Отправной точкой освоения морей русской Арктики можно считать конец XIX в., когда вице- адмирал С. Макаров выразил необходимость постройки арктического флота. Так, в 1899 г. был введен

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz