Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.

Вестник МГТУ. 2016. Т. 19, № 2. С. 414–418. DOI: 10.21443/1560-9278-2016-2-414-418 417 комплектующие, поставляемые российскими производителями. При строительстве атомных ледоколов используется не более 5 % импортных комплектующих. Действующие санкции способны не только усилить мультипликативные эффекты арктического судостроения с другими отраслями: металлургией (материалы для корпуса, металлические изделия для судостроения), приборостроением, двигателестроением, радиоэлектроникой и ИТ (судовая электроника), но и обеспечить арктические проекты продукцией современного уровня с одновременным решением вопросов импортозамещения и национальной безопасности. Например, существуют проекты по оснащению судов арктического флота дизельными двигателями и судовыми дизель-генераторами нового поколения, соответствующими перспективным мировым требованиям по экологическим показателям, экономичности и надежности. Пилотным проектом для получения каскадных эффектов (эффектов, получаемых от трансфера технологий из других отраслей морского хозяйства) в судостроении может стать проект арктического кластера в Санкт-Петербурге. В нем сконцентрировано около 40 % судостроительных мощностей страны, а также более 75 % от всех проектных, научно-исследовательских и образовательных организаций в сфере судостроения. Важнейшее направление деятельности этого морского кластера – подготовка специалистов в сфере морского образования [5]. Постепенно следует уходить от практики строительства арктических судов за рубежом. В конце 2015 г. стало известно, что в Южной Корее будут построены шесть российских арктических танкеров. Шесть судов проекта 42К Arctic Shuttle Tanker построят по заказу группы компаний "Совкомфлот", они будут иметь совместный класс РС и Регистра Ллойда (LR). Все танкеры предназначены для работы в высоких широтах при температуре до –45 ° С в условиях круглогодичной навигации. Они будут заниматься транспортировкой сырой нефти из района Обской губы. В настоящее время в рамках реализации на арктическом шельфе масштабного проекта "Ямал СПГ" по производству сжиженного природного газа в Южной Корее ведется строительство серии арктических газовозов СПГ, которые способны работать при температуре до –50 ° С и самостоятельно преодолевать льды толщиной до 2,1 метра 8 . Санкции, введенные против России Европейским союзом, затрудняют освоение арктического шельфа. "Роснефть" и "Газпром", имеющие право на освоение шельфа, ищут выход из сложившейся ситуации. При этом в целом планы по разработке континентального шельфа кардинально не изменились. С 1 августа 2014 г. США и Евросоюз запретили поставки оборудования для разведки и добычи нефти в Арктике. В сентябре "Роснефть", наряду с компаниями "Транснефть" и "Газпром нефть", попала в новый санкционный список Евросоюза. Согласно решению ЕС, резиденты союза не могут предоставлять им кредиты, а также проводить операции с новыми выпусками облигаций и других ценных бумаг со сроками обращения свыше 30 дней. Также санкции предусматривают ограничение доступа к зарубежному финансированию и технологиям добычи нефти. Ситуация с выходом американского нефтяного гиганта ExxonMobil из девяти совместных проектов (в том числе и арктических) с "Роснефтью" из-за санкций, введенных против России, ставит вопрос о том, прекращается ли международное сотрудничество корпораций в Арктике. Развитие событий можно продемонстрировать на примере приостановки процесса международного освоения Штокмановского месторождения. В период до 2020 г. должна была начаться его отработка. Освоение Штокмановского месторождения включало бы создание морских добычных платформ, строительство завода по производству сжиженного природного газа и портового транспортно-технологического комплекса. Норвежские специалисты считали "Штокман" близким аналогом "Белоснежки" в плане глубины и некоторых других условий освоения и в качестве приоритетного выдвигали технологию подводного (донного) закачивания. Не менее важная принципиальная черта проекта – невозможность решения проблемы исключительно в рамках подходов, ориентированных на чистую коммерческую эффективность проектов по освоению месторождения углеводородного сырья. Заключение Международное сотрудничество в освоении шельфовых арктических нефтегазовых месторождений не останавливается даже в условиях санкций. Проводится интенсивное согласование противосанкционных мероприятий с позиций организации совместной деятельности и регионального присутствия заинтересованных сторон в Арктике. Но интенсивность международного сотрудничества сильно влияет на темпы освоения 8 В Южной Корее будут построены шесть российских арктических танкеров [Электронный ресурс]. URL: http://www.arctic-info.ru/news/28-10-2015/v-ujnoi-koree-bydyt-postroeni-sest_-rossiiskih-arkticeskih-tankerov.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz