Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.
Вестник МГТУ. 2016. Т. 19, № 2. С. 414–418. DOI: 10.21443/1560-9278-2016-2-414-418 415 особенности заполярных территорий обусловливают необходимость выработки специализированного подхода к решению существующих проблем самоуправления арктических муниципальных образований [1]. Специальный вопрос государственного регулирования – формирование рациональной системы арктических коммуникаций как основы экономического развития России в этом регионе [2]; в условиях действия геополитических и экономических антироссийских санкций особую значимость приобретает обеспечение устойчивого конкурентоспособного экономического оборота природного газа – одного из основных источников доходов федерального бюджета России. В арктической системе морских коммуникаций, которая по существу обеспечивает региональные геополитические приоритеты экономического развития России, особое влияние на социально- экономическое развитие Арктики оказывает Северный морской путь как национальная транспортная магистраль, обеспечивающая международные перевозки [3]. Северный морской путь в широтном направлении органично дополняется железнодорожной магистралью "Северный широтный ход". На станции Коротчаево этой магистрали начато строительство терминала по перегрузке сжиженного природного газа мощностью 1,6 млн т в год. Это позволит поставлять высокоочищенный газ (пропан и бутан) на автозаправочные станции Ямало-Ненецкого автономного округа 1 . Законодательные новации в нефтегазовой отрасли Значение морской деятельности в экономике России предопределяет особый цивилизационный подход к освоению морского пространства Арктики [4], поэтому освоение арктических шельфовых ресурсов требует настройки особого фискального режима. Во второй половине 2013 г. и первой половине 2014 г. были приняты значительные законодательные изменения в нефтегазовой отрасли. Поправки касаются введения новых ставок и формулы исчисления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на газ и газовый конденсат, оснований применения ставки НДПИ 0 % в отношении газа, газового конденсата и нефти, льгот для трудноизвлекаемой нефти, специальных условий налогообложения и льгот для морских проектов. С одной стороны, исчисление НДПИ на газ и газовый конденсат стало учитывать многокомпонентный состав газа, макроэкономические показатели, ценовую конъюнктуру на целевых рынках сбыта, а также показатели экономической эффективности проектов по добыче газа. С другой стороны, определение корректного размера НДПИ стало более сложным. При этом Федеральная служба по тарифам должна рассчитывать значения ряда показателей, и налогоплательщики смогут использовать их в расчетах 2 . С 01.01.2014 г. вступили в силу изменения в Налоговый кодекс РФ и Закон РФ "О таможенном тарифе" № 5003-1 от 21.05.1993 г., установившие новые условия налогообложения, а также налоговые и таможенные льготы для компаний, разрабатывающих морские месторождения (№ 268-ФЗ). В законодательство введена категория налогоплательщиков в виде разработчиков нового морского месторождения, в состав которых входит как владелец лицензии, так и оператор данного морского месторождения. Вместе с тем № 268-ФЗ не определил правовой режим и особенности налогообложения для российских и иностранных подрядчиков и субподрядчиков, принимающих участие в российских шельфовых проектах 3 . Данный закон неоднозначно воспринимается профессиональным сообществом. Арктическая нефть является очень дорогим продуктом, поэтому нефтегазодобытчики ищут способ снизить налоговую нагрузку, специальные налоговые режимы для проектов на шельфе и освобождение от ввозных и вывозных пошлин. Эти инициативы сейчас рассматриваются правительством и, вероятно, благодаря хорошему лобби крупных холдингов, будут реализованы. Особенность проектов в арктическом шельфе − большие затраты на геологоразведочные работы, долгий период выхода на рентабельность. При этом налоги в себестоимости нефти могут достигать 40 %. Таким образом, проект оказывается рентабельным при цене 85–90 долларов за баррель марки Urals. 1 "Роспан Интернешнл" приступил к строительству наливного железнодорожного терминала [Электронный ресурс]. URL: http://neftrossii.ru/content/rospan-interneshnl-pristupil-k-stroitelstvu-nalivnogo-zheleznodorozhnogo-terminala. 2 Новые налогово-правовые условия развития нефтегазовой отрасли России [Электронный ресурс]. URL: http://www.lawtek.ru/news/92690. 3 О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 30 сентября 2013 г. № 268-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70461612/#help.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz