Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.
Богачев В. Ф. и др. Региональные особенности экономического развития… 360 Формирование системы регионального управления Ориентация системы управления и всех его звеньев на удовлетворение общественных потребностей является особенно актуальной для северных территорий, управление которыми должно осуществляться без ущемления хозрасчетной самостоятельности входящих в его состав субъектов хозяйствования. Это достигается выбором соответствующего инструментария макрорегулирования, отказом от жесткого их регулирования и переходом к экономическим методам воздействия. Экономические рычаги, главными из которых являются экономические нормативы и налоги, позволяют создать благоприятные условия для самостоятельного осуществления необходимых структурных изменений. Дифференциация и специализация регионов, в том числе и северных территорий, во многом определяется ресурсным потенциалом региона; при этом разработка месторождений оказывает значительное влияние на состояние окружающей среды. Отсутствие полноценного анализа и прогноза возможного воздействия на окружающую среду технологий добычи и транспортировки нефти и газа на морских акваториях и отсутствие системы контроля за экологической обстановкой в районах добывающих комплексов приведут к возникновению экологических катастроф. Наглядным примером недооценки влияния указанных факторов на реализацию глобальных проектов, ориентированных на освоение северных арктических территорий, является развитие Северного морского пути (СМП). В ближайшей перспективе, как отмечают специалисты, грузооборот через СМП может увеличиться более, чем в 30 раз (до 60 млн т) в год. Ожидается, что этот маршрут между Европой и Дальним Востоком станет одним из самых востребованных в мире. И хотя пока основная часть судов, курсирующих между Северной Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом, следуют через Индийский океан, логистические компании достаточно активно пользуются и "северным" путем. И это не удивительно, т. к. если длина "южного" маршрута составляет около 11 тыс. морских миль, то при следовании по Северному морскому пути это расстояние сокращается на треть, что экономит в среднем около 800 т топлива [3]. Для того чтобы планы по превращению СМП в активно используемый маршрут стали реальностью, транспортную инфраструктуру региона в Арктике необходимо вывести на новый уровень. Тем более что для этого существуют все необходимые предпосылки. России нужна новая политика в отношении решения транспортных задач в Арктике, т. к. неразвитость транспортной инфраструктуры препятствует развитию регионов и тормозит реализацию крупных бизнес-проектов. Для защиты арктического севера России необходимы изменения в законодательстве, касающиеся регулирования торгового мореплавания на трассе СМП, государственные меры поддержки морского и речного флота, полярной авиации и аэродромных комплексов. Таким образом, речь идет о создании транспортно-логистических комплексов, связанных с решением задач военной и пограничной безопасности. Средства обеспечения развития и согласования экономической и оборонной деятельности в Арктике регулярно демонстрируются в экспозициях Международного военно-морского салона в Санкт- Петербурге [4]. Одним из результатов непродуманной экономической политики начала 90-х годов прошлого века стал развал и без того несовершенной транспортной инфраструктуры в Арктической зоне РФ, которая в настоящем виде не отвечает требованиям по защите национальных интересов России. Ее необходимо совершенствовать не только для эффективной транспортировки ресурсов, но и в целях обеспечения военной безопасности России. Следует также выработать государственные меры поддержки морского и речного флотов, полярной авиации, аэродромных комплексов. При этом следует подчеркнуть, что НАТО включает Арктику в зону своих стратегических и оборонных интересов. Кроме того, в Арктике активизировалась деятельность ряда восточноазиатских государств, среди которых Китай, Япония, Корея, Малайзия и Таиланд. В то же время не следует забывать о том, что глобальные надежды, возлагаемые на СМП, вызывают и большие сомнения. Эта трасса короче традиционных маршрутов, но обладает серьезным экономическим недостатком – отсутствием "обратной загрузки" судов. Ни одна компания не будет проводить караваны судов с грузами в одну сторону и платить за проводку этих кораблей, но уже ничем не загруженных, обратно. Одновременно реализация планов по широкомасштабному использованию СМП требует тщательной подготовки не только в области строительства новых атомных ледоколов, но и в обеспечении экологической безопасности и спасения экипажей. Об этом говорится в Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г., утвержденной президентом России. В 2014 г. МЧС уже заявлял о планах по постройке и оборудованию около десяти комплексных аварийно-спасательных центров на всей протяженности СМП: от Мурманска до Камчатки. На эти цели
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz