Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.
Вестник МГТУ. 2016. Т. 19, № 2. С. 359–362. DOI: 10.21443/1560-9278-2016-2-359-362 359 УДК 338.49 В. Ф. Богачев, А. С. Микулёнок, А. В. Полянский Региональные особенности экономического развития северных территорий России V. F. Bogachev, A. S. Mikulyonok, A. V. Polyansky Regional features of economic development of the ,orthern areas of Russia Аннотация. В статье анализируются проблемы разработки стратегии управления крупными межрегиональными проектами, связанными с неравномерным развитием региональных экономик. Это обусловливает поиск новых принципов и методов управления экономическими процессами, основанными на учете специфики различных форм хозяйствования в регионах. В качестве примера исследуется проблема создания транспортно-логистических комплексов в районах Северного морского пути, тесно связанных с решением политико-экономических задач, а также военной и пограничной безопасности. Транспортно-логистические услуги могут превратиться в крупнейшую после нефтегазового сырья статью экспорта в Арктической зоне РФ. При этом Россия, позиционируя себя в качестве евразийского морского транспортного государства, сможет получить крупный источник доходов и будет застрахована от рисков, связанных с перспективой ухудшения конъюнктуры цен на мировых рынках углеводородов. Abstract. The problems of working out large interregional processes management strategies related to the uneven development of regional economies have been analyzed in the paper. This leads to the search for new principles and methods of economic management based on the specificities of various forms of economic activity in the regions. As an example the issue of establishing logistics centres in areas near the Northern Sea Route which are closely associated with solving political and economic problems, as well as military and border security has been examined. Logistics services can become a large part of Russian export in the Arctic along with the export of oil and gas resources. At the same time, Russia positioning itself as a Eurasian maritime transport state will be able to get a major source of income and will be insured against risks associated with the prospect of a downturn in prices on the global energy market. Ключевые слова: стратегическое управление, концепция регионального развития, ресурсный потенциал, Северный морской путь, транспортно-логистический комплекс, транзитный потенциал, рынок углеводородов, международная кооперация. Key words: strategic management, regional development concept, raw resource capacity, Northern Sea Route, logistics centre, transit capacity, global energy market, international cooperation. Введение В настоящее время экономика страны в результате согласованных странами мирового сообщества и ответных со стороны России санкций стала испытывать серьезные трудности. Обвальное падение цен на нефть, отсутствие доступа к дешевым кредитам и передовым технологиям, обесценивание национальной валюты, резкое снижения темпов ВВП заставили в последнее время признать очевидный факт наступления стагнационных процессов в экономике. Геоэкономические и политические особенности современного развития Российской Арктики предполагают усиление государственного регулирования экономической деятельности в этом регионе [1]. Одной из причин такого положения является отсутствие у государства экономически обоснованной стратегии управления, когда решения принимаются в "ручном" режиме как ответная реакция на уже произошедшие кризисные события в экономике. В этой связи возникает необходимость смены парадигмы управления экономикой, которая должна учитывать многоукладность форм хозяйствования в регионах, предполагает иной способ их интеграции, основанный на рациональном соотношении централизма и самоуправления как двух взаимодополняющих принципов организации. Для проявления потенциала всех форм экономической морской деятельности необходимо найти их оптимальное сочетание в системе морского хозяйства современной России. Это предполагает формирование соответствующего мировоззрения морской направленности, развития морского образования населения прибрежных территорий, понимаемого не только как получение морских специальностей, но и навыка жить и существовать в согласии с морем [2]. Значимость стратегических решений возрастает и на низовом уровне управления. В рыночных условиях для экономических структур особенно важным становится умение хорошо ориентироваться во внешней среде. Поэтому выбор обоснованной стратегии становится ключевым моментом для успешного функционирования экономики регионов и ориентиром в принятии тактических решений.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz