Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.

Вестник МГТУ. 2016. Т. 19, № 2. С. 392–398. DOI: 10.21443/1560-9278-2016-2-392-398 397 Требуется проанализировать состояние отечественного внутреннего рынка и его технический потенциал по основным видам продукции, необходимой для судостроительных предприятий. Накопленный пятнадцатилетний опыт строительства морской ледостойкой стационарной платформы "Приразломная" явился достаточно негативным. Во-первых, из-за отсутствия финансовых средств ее строительство постоянно приостанавливалось. В целях уменьшения стоимости строительства пришлось использовать оборудование списанной норвежской платформы "Hatton". Кроме того, имелись технические проблемы, которые не позволяли вводить платформу в эксплуатацию. По заявлению руководства компании ООО "Газпром добыча шельф", при строительстве "Приразломной" 80 % оборудования было бракованным и возвращалось заводу-изготовителю. Таким образом, в условиях нарастающего давления на российскую экономику со стороны западных стран Правительство Российской Федерации вынуждено принимать экстренные меры как по стимулированию импортозамещения нефтегазового оборудования, так и по поиску новых партнеров в шельфовых проектах, связанных с использованием шельфовых платформ. Расширение круга стран, которые будут сотрудничать с Россией в Арктике, не только придаст стабильность освоению этого региона, но и диверсифицирует рынок сбыта углеводородов. В настоящее время определены основные направления развития российской судостроительной промышленности, включающие: − развитие военного кораблестроения (в рамках гособоронзаказа и военно-технического сотрудничества); − проектирование и строительство высокотехнологичных судов и морской техники для работы в условиях Арктики и северных морей, освоения шельфовых месторождений; − строительство отечественных научно-исследовательских судов и ледоколов; − строительство морских транспортных судов, речных судов и смешанного плавания ("море – река"); − строительство на отечественных верфях высокотехнологичных судов для российского рыбохозяйственного комплекса. Правительством Российской Федерации, федеральными органами государственной власти, заинтересованными организациями разработан и реализуется ряд организационных, финансовых, нормативно-правовых и иных мер, направленных на развитие отечественного судостроения, в первую очередь связанных с поддержкой политики импортозамещения в области судового машиностроения и приборостроения, создания отечественной конкурентоспособной применительно к условиям мирового рынка судостроительной продукции. В настоящее время отечественная судостроительная промышленность представлена 167 предприятиями, из них 116 – промышленные предприятия, 51 – научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации. Они расположены практически в семи федеральных округах, наибольшая концентрация на Северо-Западе – около 40 % предприятий. Учитывая также, что на существующих верфях отсутствуют необходимые возможности для создания крупнотоннажных судов (танкеров и газовозов водоизмещением более 80 тыс. т), ОАО "ОСК" на период до 2020 г. подготовлены предложения по модернизации ОАО «ПО "Севмаш"» и созданию центра технического обслуживания морской техники в Мурманске на базе "35 СРЗ" для обеспечения освоения арктического шельфа. Заключение Основным фактором, сдерживающим развитие судостроения в России, является отсутствие общепринятых в мировой практике мер государственного регулирования и стимулирования развития национального судостроения. Для сохранения конкурентоспособности необходимы обновление технологии и модернизация основных производственных фондов судостроения, поддержка судостроительной науки, решение проблем подготовки и переподготовки кадров. Государственное управление судостроительной промышленностью должно реализовываться как подсистема единой системы государственного управления морской деятельностью. Судостроительная промышленность, являясь одной из важнейших отраслей оборонно- промышленного комплекса страны, обладая высоким научно-техническим и производственным потенциалом, оказывает решающее влияние на многие другие смежные отрасли и на экономику страны в целом, а также на ее обороноспособность и политическое положение в мире. Библиографический список 1. Геращенко Л. В. Опыт организации и современные тенденции развития морского образования // Вестник МГТУ. 2012. Т. 15, № 1. С. 157–160. 2. Селин В. С., Козьменко С. Ю., Геращенко Л. В. Арктические коммуникации и региональные геополитические приоритеты экономического развития России // Геополитика и безопасность. 2012. № 2 (18). С. 94–102.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz