Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.
Жаринов Н. В. и др. Экономическая оценка современных тенденций… 396 Крупнейшие отечественные компании, такие как ОАО "Новатэк", специализирующиеся на разведке, добыче и переработке углеводородов (природного газа, газового конденсата и нефти), и ОАО «НК "Роснефть"» разрабатывают планы строительства собственных верфей для создания морских судов ледового класса и арктической шельфовой техники. Следует отметить, что в России уже предпринимаются меры для поддержки судостроительной промышленности: созданы механизмы государственно-частного партнерства, разработаны налоговые преференции для создания новых производств, субсидируются процентные ставки по кредитам, получаемыем предприятиями для технического перевооружения своих производств, из федерального бюджета финансируются перспективные НИОКР. Однако этих мер недостаточно. Для преодоления технологической зависимости крайне необходима последовательная государственная политика импортозамещения. Не менее важны меры организационного характера: создание институтов, способных осуществлять координацию в области стратегического планирования и научно-технической политики. Для реализации этих задач требуется проведение эффективной долгосрочной государственной промышленной политики, главной задачей которой должна стать разработка мер законодательного, финансового, организационного и кадрового обеспечения. При реализации политики импортозамещения особое внимание необходимо сконцентрировать на внутренних источниках совершенствования современных перспективных технологий и достижениях ведущих отечественных промышленных предприятий и отдельных регионов. Выполнение программы импортозамещения требует принципиально новых механизмов государственной поддержки. По оценке Правительства Российской Федерации, в случае реализации продуманной политики импортозамещения к 2020 г. можно рассчитывать на снижение импортозависимости по разным отраслям промышленности, в том числе в отрасли судового машиностроения. Под введенными в середине 2014 г. странами ЕС, США, Канадой, Австралией и Японией в отношении России экономическими санкциями оказались многие предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и ряд промышленных предприятий: корпорация ОАО "Объединенная судостроительная корпорация", "КБ приборостроения" и др. Помимо этого, решение о прекращении взаимодействия с Россией в области военно-технического сотрудничества (ВТС) и ограничении поставок комплектующих для ОПК России приняли власти Украины. Для решения задачи импортозамещения стране понадобится около 50 млрд руб. Соответствующие финансовые объемы предусмотрены в Федеральном законе от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.". По информации заместителя министра обороны Российской Федерации Ю. И. Борисова, военное ведомство уже проанализировало наличие запасов комплектующих и в срочном порядке планирует приступить к производству недостающих деталей. По утверждению Минобороны России, экономические санкции, введенные США и ЕС в части запрета на поставки продукции военного и двойного назначения, не смогут воспрепятствовать предусмотренным планам перевооружения армии и флота России. Перед судостроительной отраслью Российской Федерации поставлена важная задача – добиться увеличения выпуска коммерческих судов на отечественных верфях и обеспечить их комплектацию отечественными материалами и оборудованием. Для решения этой задачи необходимо прежде всего: 1) провести мониторинг отрасли, четко определить, в каком секторе судостроения (строительство коммерческого флота: танкеров, балкеров, многоцелевых судов, судов типа "река – море"; строительство рыбодобывающих и перерабатывающих судов; специализированное судостроение: буровых платформ и судов обеспечения) импортная зависимость минимальна и может быть ликвидирована действующими отечественными предприятиями судового машиностроения; 2) наладить взаимодействие судостроительных предприятий с компаниями, промышленными предприятиями, производящими необходимую номенклатуру комплектующего судового оборудования. Базовой основой взаимодействия должны стать: − государственная программа развития судостроения до 2030 г.; − государственная программа развития флота; − планы судостроительных заводов по строительству судов торгового флота. При этом необходимо выстроить прозрачную экономическую систему модернизации и развития на перспективу. С одной стороны, данная система должна обеспечивать гарантированное проектное финансирование, а с другой – совершенно новую кредитную политику, стимулирующую судостроительную отрасль и ее инфраструктуру. Судостроительная инфраструктура – это прежде всего комплекс взаимосвязанных предприятий судового машиностроения, поставляющих материалы и комплектующее оборудование, и ее роль заключается в наполнении внутреннего рынка необходимой судостроению продукцией. При этом должна быть четко выстроена система планирования, расчетная политика, работа системы договоров и контрактов на поставку комплектующей продукции, организация поставок и контроль качества.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz