Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.

Вестник МГТУ. 2016. Т. 19, № 2. С. 392–398. DOI: 10.21443/1560-9278-2016-2-392-398 395 Развитие отечественного судостроения в условиях реализации политики импортозамещения В настоящее время в мировом кораблестроении продолжается научно-техническая революция, связанная уже не столько с поисками новым форм и конструкций, сколько с повышением эффективности оборудования и вооружения корабля, которое все больше определяет эффективность системы в целом. Так, именно модернизированная АСБУ и радары являются главным отличием американских эсминцев типа "Орли Берк" третьей серии от их предшественников. Совершенствуются силовые установки и оборудование с целью как повышения экономичности и сокращения стоимости жизненного цикла корабля, так и с точки зрения понижения шумности, что увеличивает боевую устойчивость корабля. Здесь очень важен опыт гражданского судостроения. В период 2010–2015 гг. Россия все еще вкладывала средства в науку и новые разработки в среднем в два раза меньшие, чем Южная Корея, в три раза меньшие, чем Германия, в семь раз меньшие, чем Китай, и почти в 20 раз меньше, чем США [5]. Многолетнее недофинансирование фундаментальных исследований и прикладных научно- технических разработок привело к тому, что многие организации могут поставлять только морально и технически устаревшую, более энергоемкую, сложную в эксплуатации и обслуживании и менее надежную продукцию. Важно также понимать, что корабль как система представляет собой сочетание высокоресурсных элементов (корпус, общекорабельные системы, пусковые установки), продолжительность жизненного цикла которых исчисляется десятками лет (до 30–50, а то и более), и быстро устаревающего радиоэлектронного оборудования и вооружения. При этом боеспособность корабля сегодня в первую очередь определяется именно этими элементами [5; 6]. Однако, несмотря на провозглашенный курс на импортозамещение, на практике пока не понятно, какую именно отечественную продукцию и, главное, каким образом создавать: копировать существующую и технологии ее производства или создавать новые технологии, возможно ли производство "с нуля" или необходимо рассчитывать на помощь иностранных производств. В настоящий момент сотрудничество России с Украиной в военно-технической сфере прекращено, остановились поставки компонентов для военно-промышленного комплекса. Ранее комплектующее оборудование поставлялось: − запорожским заводом "Мотор Сич", который занимался разработкой, производством, ремонтом и обслуживанием газотурбинных двигателей для российских кораблей и воздушных судов; − николаевским предприятием "Зоря" – "Машпроект", осуществлявшим поставку морских газотурбинных двигателей, морских редукторов и комплектных пропульсивных установок для всех типов кораблей и судов. И это только отдельные направления импортозамещения. По данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), доля импорта комплектующих для внутреннего спроса в России в последние годы была на уровне 24 %. Политика импортозамещения в широком смысле означает создание при поддержке государства новых промышленных предприятий для производства комплектующего оборудования как для судостроения, так и для других отраслей, которые будут ориентироваться на глобальный рынок и конкуренцию. Новые предприятия должны начинать свою деятельность с внутреннего рынка, который формирует государство за счет спроса государственных корпораций и госкомпаний. Благодаря такой локализации и достигается импортозамещение, поскольку количество ввозимой в страну продукции снижается за счет внутреннего производства. В настоящее время объемы выпуска судостроительной продукции несколько увеличиваются, в том числе на основе реализации государственной программы вооружений, однако строительство гражданских судов и гражданской морской техники по-прежнему находится на низком уровне. Разница в объемах строительства военных кораблей и гражданских судов остается достаточно большой: к началу 2015 г. объем военного судостроения составлял ориентировочно 81 %, а строительство гражданских судов и морской техники занимало порядка 19 %. Больше всего задействованы в выполнении строительства военных заказов производственные мощности таких предприятий как ОАО «ПО "Севмаш"» и ОАО «ЦС "Звездочка"». Гражданское судостроение осуществляется на заводах, входящих в состав Объединенной судостроительной корпорации (ОАО "ОСК"). Уже построены и эксплуатируются нефтедобывающая платформа "Приразломная" в Печорском море, самоподъемная буровая установка "Арктическая", предназначенная для разведки и буровых работ по нефти и газу на шельфах Арктики, полупогружные буровые установки "Полярная звезда" и "Северное сияние". ОАО "Балтийский завод" заканчивает строительство первого из серии универсального атомного ледокола "Арктика" мощностью 60 МВт, а также ведет строительство дизель- электрических ледоколов мощностью 25 МВт и плавучего атомного энергоблока "Академик Ломоносов". ОАО "Выборгский судостроительный завод" строит три линейных дизель-электрических ледокола мощностью 16 МВт.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz