Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.

Жаринов Н. В. и др. Экономическая оценка современных тенденций… 394 При этом необходимо отметить, что даже строительство таких кораблей зачастую возможно только за счет кооперации со странами "первого мира": очень редко страны второго эшелона располагают собственным производством радиоэлектронного оборудования и ракетного вооружения даже в ограниченной номенклатуре [5]. Главную роль в строительстве авианесущих кораблей (в том числе вертолетоносцев) по-прежнему играют США, ведущие строительство суперавианосцев, приспособленных для базирования самолетов с обычным взлетом и посадкой. Помимо США, кораблями, приспособленными для базирования самолетов с обычным взлетом и посадкой, в мире сегодня располагают только Франция, Россия, Китай и Бразилия, но эти корабли значительно уступают американским по своим возможностям. В ближайшие 20 лет развивать строительство авианосцев под полноценные истребители планируют в основном Индия и Китай, при этом возможности этих кораблей будут расти, и прежде всего, как и в США, за счет более совершенного оборудования, обеспечивающего соответствующий уровень управления соединением и воздушными силами. Не исключено, что по этому пути пойдет и Россия [5; 6]. Особое направление выбрала Великобритания, строящая крупные авианесущие корабли (65 тыс. т), с современным оборудованием под самолеты вертикального взлета и посадки типа F-35B, но подобный выбор обусловлен прежде всего особенностями британской морской политики последних 40 лет и не имеет отношения к техническим параметрам кораблей и самолетов. Органичное сочетание возможностей самолетов вертикального взлета и относительной доступности малых и средних авианесущих кораблей достигается на образцах третьего направления – легкие авианосцы и УДК с обеспечением базирования самолетов вертикального взлета и посадки, также предназначенных главным образом (за исключением американских) для полицейских операций и действий в локальных конфликтах малой интенсивности. В ряде случаев корабли этого класса несут только вертолеты (например, УДК типа "Мистраль"), Как и в случае с неавианесущими надводными боевыми кораблями, в строительстве авианосцев и УДК активно используется международная кооперация и импорт оборудования (от собственно корабельных узлов и агрегатов до авиатехники). Строительство подобных кораблей и их популярность на рынке соответствует растущей роли "морского фактора" в геополитике. Перенос центра тяжести мировой политики в Индо-Тихоокеанский регион диктует рост значения ВМС, включая и амфибийные силы [5; 6]. В развитии подводного кораблестроения можно выделить несколько различных направлений. Для США после распада СССР характерны отказ от попыток создать совершенные и дорогостоящие "суперсубмарины" типа "Сивулф" (построены три из тридцати запланированных) и переход к более простым и универсальным лодкам типа "Вирджиния", уступающим "Сивулфам" по глубине погружения, скорости, мощности энергетической установки и размерам, но обладающим хорошим уровнем скрытности и современным оборудованием. Россия, после долгого перерыва вернувшаяся к строительству новых атомных субмарин, делает ставку на проект 885 "Ясень". Лодки этого проекта отличаются высокой скоростью и большой глубиной погружения, мощным и разнообразным вооружением и оборудованием, что диктует большие размеры корабля и его высокую стоимость. Россия и США являются лидерами в атомном подводном кораблестроении, определяющими уровень его развития. Остальные страны, ведущие строительство АПЛ (Великобритания, Франция, КНР, Индия и в перспективе Бразилия), повторяют их опыт. Анализируя программы этих стран, можно отметить, что определяющим сегодня является американский подход: реализуемые проекты многоцелевых АПЛ не отличаются рекордными ТТХ и сверхмощным вооружением, стремясь к сбалансированным характеристикам при умеренных затратах. Достаточно специфичным является индийский подход, где в размерности многоцелевой АПЛ фактически создается стратегический ракетоносец с ракетами средней дальности, но подобный проект продиктован внешнеполитическими задачами этой страны, нуждающейся в средствах ядерного сдерживания близлежащих Пакистана и Китая. Определяющей тенденцией неатомного подводного кораблестроения можно назвать "интернационализацию" проектов. Большинство современных проектов подводных лодок реализуются в международной кооперации, причем не являются исключением даже страны, традиционно лидирующие в этой сфере. Таков германо-итальянский проект U-212/214, франко-испанский Scorpene (оба реализуются и в других странах), шведско-германско-австралийский Collins (с привлечением также американских компаний) и ряд других проектов. Национальное строительство НАПЛ фактически присутствует только в России и КНР, при этом КНР активно использует заимствованные узлы и технологии [5; 6]. Изучая опыт стран, добившихся лидерства в гражданском судостроении, а это прежде всего Южная Корея, Китай, Япония, а также успешно развивающиеся Бразилия, Филиппины и Вьетнам, можно сделать простой вывод – во всех этих странах судостроение имеет беспрецедентную поддержку со стороны местных правительств и государственных компаний. Напротив, гражданское судостроение в странах ЕС или США, а также России постепенно деградирует, не имея такой мощной поддержки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz