Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.

Вестник МГТУ. 2016. Т. 19, № 2. С. 392–398. DOI: 10.21443/1560-9278-2016-2-392-398 393 Развитие мирового судостроения Внушительный рост флота был бы невозможен без соответствующего развития судостроения. Данный вид деятельности является наиболее трудоемким в машиностроении, затраты труда составляют порядка 40 % в себестоимости судна. Это во многом определяет потребности России в подготовке квалифицированных кадров в сфере морского образования [1], определяющих геополитические и экономические приоритеты развития приморских (арктических) регионов России [2]. В кораблестроении США удерживают безусловное лидерство, объем продукции США превышает 50 % мирового кораблестроения. Следует подчеркнуть, что, по сути, только два государства, США и Россия, комплектуют национальные армии и флот отечественными вооружениями и военной техникой. Ниша России в мировом разделении труда – это военное кораблестроение, а также строительство сложных судов специального назначения. Достижения России в сфере специального судостроения традиционно демонстрируются на международных военно-морских салонах в Санкт-Петербурге [3]. При этом рациональное сочетание военного, гражданского и специального судостроения и наличие судов основных классов является основополагающим при решении проблемы регионального присутствия России, в частности, в Арктике и других акваториях Мирового океана. Такой подход позволяет сочетать эффективную морскую деятельность и рациональное природопользование, в том числе на основных транспортных магистралях, например в акватории Северного морского пути [4]. За последние 50 лет (с начала 70-х гг.) произошли значительные изменения технологических укладов: появились большие горизонтальные построечные места, оснащенные тяжелым крановым оборудованием; появление мощных компьютеров с графическими процессорами позволяет осуществлять блочное проектирование судна с полным насыщением отсеков трубопроводами и кабельными трассами. Развитие мирового военного надводного кораблестроения сегодня идет по нескольким параллельным направлениям, при этом можно выделить две основные тенденции, характерные для различных стран. Первая тенденция, характерная в основном для США, стран Западной Европы. Австралии и лидеров АТР – Японии и Южной Кореи, – создание дорогостоящих современных боевых кораблей, оснащенных развитыми многофункциональными автоматизированными системами боевого управления (АСБУ/БИУС), способными вести боевые действия в трех средах, координируя усилия и обмениваясь информацией с другими кораблями, подлодками, летательными аппаратами и береговыми силами [5; 6]. Основные направления развития в рамках этой тенденции: создание все более мощных и сложных систем радиоэлектронного оборудования, комбинированных дизель-газотурбинных энергетических установок, активное использование универсальных пусковых установок вертикального пуска с широкой номенклатурой управляемого ракетного вооружения. В ближайшей перспективе – взаимодействие боевых кораблей с беспилотными летательными аппаратами, а также беспилотными катерами и подводными аппаратами и оснащение кораблей оружием на новых физических принципах (лазерное оружие, электромагнитные пушки). Большое внимание уделяется малозаметности кораблей по физическим полям: в радиолокационном, инфракрасном, акустическом диапазонах. При этом излишне радикальные конструкции (типа проекта DDG-1000 в США) не находят широкого распространения в силу чрезмерной цены и отсутствия аналогичного противника. Корабельная архитектура в целом сохраняется на уровне, достигнутом в конце 1980-х – начале 1990-х гг. В ряде проектов (норвежских, испанских и др.) используются новые подходы к обеспечению боевой живучести кораблей, предполагающие разделение корпуса на 4–5 зон живучести и исключающие распространение огня по кораблю, даже в случае полного выгорания поврежденной зоны. Такое разделение не отменяет привычного разделения водонепроницаемыми переборками, а дополняет его. Наиболее характерные представители данной тенденции: эсминцы типа "Орли Берк" (США), их японские клоны, южнокорейские эсминцы типа KDX-II и III, эсминцы проекта 45 (Великобритания), фрегаты типа FREMM (Италия/Франция), фрегаты типа "Альваро де Базан" (Испания), "Фритьоф Нансен" (Норвегия). В рамках данной тенденции строятся также российские фрегаты и, очевидно, будут строиться перспективные эсминцы первого ранга, разрабатываемые для ВМФ России [5]. Вторая тенденция – использование максимально простых и дешевых конструкций и упрощенного состава радиоэлектронного оборудования. Это позволяет при равном водоизмещении снизить стоимость кораблей на 30–50 %, иногда и более. Как правило, используются дизельные энергетические установки, корабли строятся по гражданским нормам живучести, универсальные пусковые установки не используются или используются ограниченно. Подобные корабли главным образом применяются для патрулирования исключительной экономической зоны, их боевая ценность ограничена локальными конфликтами и полицейскими акциями в странах третьего мира. Характерными представителями этой тенденции можно назвать китайские корветы, французские малые фрегаты типа "Флореаль" и ряд других типов кораблей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz