Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.

Гутман С. С. и др. Достижение устойчивого развития… 384 При этом ряд зарубежных авторов – I. Dias ‐ Sardinha, L. Reijnders [9], A. Länsiluoto, Järvenpää [10] – обращает внимание на необходимость сбалансированного учета экологических, социальных, экономических аспектов при разработке стратегии устойчивого развития сложных экономических систем. Однако данная концепция не адаптирована к арктическим территориям и вообще не учитывает развитие монопрофильных поселений как один из вариантов (возможностей) регионального развития. Между тем проблема обеспечения устойчивого развития моногородов (монопрофильных поселений) является актуальной именно для Российской Федерации, где число монопоселений достаточно велико и требует учета специфики монопрофильности таких поселений. Чаще всего проблема развития моногородов рассматривается в экономической литературе или с точки зрения поддержки градообразующих предприятий, или совершенствования управления бюджетом с целью оптимизации расходов. Так, В. Ишимов и В. Капицын, рассматривая в [11] перспективы устойчивого развития г. Магнитогорска с доминирующей ролью местного металлургического комбината, выделяют прежде всего необходимость государственной поддержки градообразующего предприятия, которое в свою очередь должно реализовывать концепцию корпоративной социальной ответственности. К. Е. Трусова в [12] описывает и применяет разработанный "механизм устойчивого саморазвития моногорода г. Новый Уренгой на основе достижения оптимальной эффективности распределения бюджетных средств". Д. Ю. Землянский, С. В. Ламанов предлагают три сценария развития моногородов: стабильный моногород, управляемое сжатие и индустриальная диверсификация [13]. Рассматривать социальные инвестиции как один из факторов развития моногородов предлагают авторы работы С. В. Федосеев, А. Б. Тесля [14]. Среди работ иностранных авторов, посвященных проблемам монопрофильных поселений, отметим работу "Russian Monotowns" [15], в которой предложена таксономия (классификация) моногородов по степени социально-экономического развития. Моногорода разделены на 4 группы: 1) шахтерские города с неустойчивой социально-экономической ситуацией; 2) промышленные города с нестабильной социально- экономической ситуацией; 3) шахтерские города со стабильной социально-экономической ситуацией; 4) промышленные города со стабильной социально-экономической ситуацией. При этом критериями для данной классификации (таксономии) служат: 1) общие статистические данные; 2) промышленная специализация; 3) исторические корни; 4) географическое положение. Отметим, что проблемы определения и критерии классификации моногородов долгое время были вопросом обсуждения в научном сообществе. В статье мы используем понятие монопрофильного поселения, в соответствии с определением Постановления Правительства Российской Федерации № 709 2014 г. 1 , не дискутируя о преимуществах и недостатках данного определения. Таким образом, в существующих исследованиях достаточно подробно рассмотрены важнейшие проблемы управления устойчивым развитием как на региональном уровне, так и на уровне предприятия. Но при этом недостаточно проработаны инструменты, позволяющие комплексно решать вопросы, связанные с разработкой и реализацией стратегии устойчивого развития территорий, которые включают в себя монопрофильные поселения (с учетом специфики монопрофильных поселений). Материалы и методы Для решения проблемы устойчивого социально-экономического развития территорий Арктической зоны РФ предлагается использовать комплекс региональных индикаторов (КРИ), разработанный с учетом специфики монопрофильных поселений. В качестве базовой методологии для разработки КРИ авторами была принята система сбалансированных показателей, предложенная Р. Капланом и Д. Нортоном [16; 17]. Использование КРИ позволяет сформировать целостную взаимосвязанную систему показателей на всех уровнях регионального управления. Для этого необходимо для каждого уровня экономической системы разработать стратегические карты по каждой из четырех составляющих: "Финансовые и ресурсы и бюджет", "Стейкхолдеры", "Промышленность и предпринимательство" и "Квалификация и кадры". Стратегические карты разрабатываются применительно как к Арктической зоне РФ в целом, так и к отдельным территориям, муниципальным образованиям, моногородам, предприятиям. Разработка и внедрение комплекса индикаторов на региональном уровне состоит в формализации стратегии развития региона, проведении и доведении до каждого руководителя муниципального образования 1 О критериях отнесения муниципальных образований Российской Федерации к моногородам и о категориях моногородов в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения : Постановление Правительства Рос. Федерации от 29 июля 2014 года № 709 // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31. ст. 4425.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz