Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.

Вестник МГТУ. 2016. Т. 19, № 2. С. 377–382. DOI: 10.21443/1560-9278-2016-2-377-382 381 В 2015 г. были созданы военные структуры для защиты Арктического побережья, в том числе отдельная армия противовоздушной обороны (ПВО). Сегодня на арктических островах размещаются гарнизоны постоянного проживания, где будут устанавливаться радиолокационные мобильные станции постоянного дежурства, идет переброска техники, завозятся крупногабаритные социально-бытовые блоки и более 1 тыс. т материальных средств, имущества и горюче-смазочных материалов, выполняется миссия по развитию Северного морского пути, его охране и освоению Арктической зоны. Постоянно проводятся учения Северного флота, увеличиваются по количеству задействованных боевых единиц, прохождению группы боевых кораблей и судов, сложными ледовыми маршрутами, кораблями проходит доставка техники и материально-технических средств на удаленные базы. Началось восстановление базы ВВС "Темп" на острове Котельный. Эта база будет модернизирована с применением новых технологий, что позволит использовать ее круглый год в любых погодных условиях для всех транспортных самолетов типа Ан-26, Ан-72, Ан-74, а в перспективе – Ил-76. Доставка грузов будет осуществляться через аэродром Тикси в Республике Саха (Якутия) – важное опорное звено развития транспортной инфраструктуры. Военные объекты в Арктике будут отстраиваться для долговременной эксплуатации с максимально возможным комфортом для военнослужащих и их семей. Кроме того, восстанавливается самый северный в мире ледовый аэродром на архипелаге Земля Франца-Иосифа, находящийся на расстоянии 896 км от Северного полюса. В 2015 г. российские стратегические бомбардировщики Ту-95МС и Ту-160 совершали полеты в Арктическую зону, что вызвало всплеск эмоций в Норвегии, Канаде, Великобритании и США, но Россия использует авиацию как политический инструмент для обозначения своих интересов [5]. Россия сталкивается с трудностями в обеспечении контроля над морской акваторией в Арктической зоне. Сегодня строятся новые современные военные корабли разных классов, способные решать комплексные задачи. Большая часть российских военно-морских сил в Арктической зоне дислоцируется в Мурманской области. Вместе с тем "Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" предусматривают усиление служб береговой охраны и пограничного контроля, а также организацию технического контроля над проливами, устьями рек, лиманами на всей трассе Северного морского пути. Особое внимание уделяется ведению боевых действий в условиях Заполярья, в том числе в гористой местности. Планируется постоянное патрулирование силами береговой охраны пространства от Мурманска до острова Врангеля у побережья Чукотки, проводится мониторинг военной и ледовой обстановки, в том числе с моря и воздуха. Заключение Развитие Арктики, Северного морского пути на современном этапе играет исключительно важную геополитическую роль. Россия целенаправленно создает условия для развития своих северных территорий, разрабатываются государственные программы Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года. В 2013 г. Президент России В. В. Путин утвердил Стратегию экономического развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности. Главным направлением стратегии является развитие транспортной инфраструктуры северных регионов и международного сотрудничества. В 2014 г. правительство приступило к реализации государственной программы "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года", в которой сказано, что создание инфраструктуры в районах СМП для международного судоходства – стратегический приоритет государственной политики. Вместе с тем очевидно, что предпринимаемых правительством Российской Федерации мер недостаточно для того, чтобы развитие Северного морского пути и регионов Арктики стало эффективным. Необходимы серьезные финансовые вложения, без которых развитие инфраструктуры, рыболовной отрасли, транспорта, логистики, равно как обеспечение контроля над морской акваторией в Арктической зоне, создание группировок войск, способных отстаивать интересы России в Арктике, – невозможно. Статья подготовлена в рамках поддержанного Российским гуманитарным научным фондом проекта № 15-02-00009а/16 "Модернизация системы транспортировки арктического природного газа в условиях современной геоэкономической и политической нестабильности стран-транзитеров". Библиографический список 1. Северо-восток России: региональная экономика и управление / под ред. Е. А. Борисова, В. А. Уварова. Хабаровск : Дальневост. акад. гос. службы. 2005. 416 с. 2. Веретенников Н. П., Геращенко Л. В., Горячевская Е. С. Северный морской путь: история, экономика, геополитика, безопасность // Геополитика и безопасность. 2015. № 2 (30). С. 88–94.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz