Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.

Веретенников Н. П. и др. Реальность и перспективы развития коммуникаций… 380 Энергетические ресурсы Севера наряду с промышленным рыболовством образуют геоэкономическую основу регионального хозяйства Арктики. Требуются финансовые, инженерные вложения, человеческие ресурсы, которые будут способны сформировать новый образ жизни в северных регионах, качественную транспортную и информационную инфраструктуру для комфортного проживания населения. Реализация арктических проектов сегодня идет успешно в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, отличающихся высоким уровнем проживания населения, участвующего в освоении природных ресурсов. На других северных территориях и Дальнем Востоке наблюдается постоянный отток трудоспособных молодых людей, не находящих применения своим специальностям. Освоение северных территорий может состояться лишь в том случае, когда государство, регионы, корпорации совместно примут на себя риски на длительную перспективу. Малый и средний бизнес придет зарабатывать, когда начнется интенсивное освоение территорий. Вопрос заключается в том, какого качества морской инфраструктуры необходимо достичь в Арктике и как это реализовать на длительную перспективу для удовлетворения требований населения Арктики и подготовить специалистов в сфере морского образования [3]. Российско-китайское сотрудничество в транспортной сфере Развитие глобальных транспортных путей всегда тесно связано с геополитикой. Экономическое могущество стран напрямую зависит от господства над мировыми торговыми путями и доступа к новым территориям. Проекты создания транспортных коридоров для международных перевозок рождаются на фоне перемен в расстановке сил на мировой арене, в частности усиления роли Китая в международной торговле и превращение его в главную "фабрику" в мировом производстве товаров народного потребления. Китай предложил в 2013 г. концепцию Морского шелкового пути – маршруты для связки китайских портов с портами Сингапура, Малайзии, Индонезии, Австралии с использованием Северного морского пути и наземного Великого шелкового пути Европа – Азия через Россию и Казахстан. Объединение МШП и СМП в глобальную систему дает очевидные преимущества не только отдельным странам, но и всему миру. Новый транспортный коридор экономически более выгоден, чем традиционно сложившиеся маршруты. Путь из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу через Индийский океан составляет 24 тыс. км, а по СМП – 12 тыс. км, что в два раза короче, груз придет намного быстрее при значительном снижении транспортных расходов. Проект создания МШП и СМП способен объединить интересы России, Китая и США и создать эффективный механизм для стабилизации ситуации в Северо- Восточной Азии, для решения корейской проблемы в частности. На фоне преимуществ проекта, связанного с использованием МШП и СМП, очевидны проблемы, в числе которых – финансовые вложения в строительство. На сегодняшний день из 16 портов Севера России только мурманский способен принимать суда водоизмещением более 30 тыс. т, тогда как остальные порты, за исключением Дудинки, непригодны для использования. Ни в один российский северный порт не войдет современный океанский лайнер: для этого требуется двухкилометровый пирс, а для разгрузки таких судов – десятки подъемных кранов, но таких портов нет, и строительство их не планируется. Атомные ледоколы, транспортирующие контейнеры, не нуждаются в заправке и потому могут не заходить в порты, но Россия располагает только одним атомным контейнеровозом, и цена такой техники весьма высока. Российско-китайское сотрудничество в области модернизации портового хозяйства на Дальнем Востоке принесло первые результаты. В развитие порта Зарубино в Приморском крае Китай вложил 3 млрд долл. Принято решение о постройке совместными усилиями российской и китайской компаний контейнерного терминала в порту Славянка на юге Приморского края, мощностью перевозки 10 млн т грузов в год. Россия рассчитывает на перевозку грузов всех стран Азиатско-Тихоокеанского региона, объем может составлять не менее 40 млн контейнеров в год. По мнению специалистов, Россия может зарабатывать на сдаче в аренду ледоколов, а также уникальных технологий, используя и продавая ледоколы Китаю и другим странам. Обеспечение контроля над морской акваторией и защита арктических рубежей России Сегодня Россия, заявляя о своих правах на спорные арктические территории, имеет технологические преимущества: это единственная страна, владеющая действующим ледокольным флотом, который сейчас представлен группой однореакторных и двухреакторных судов. Главная задача России в этой связи – освоение в Северном Ледовитом океане огромных запасов углеводородов, которые имеют большое значение для будущего, современная конъюнктура не позволяет успешно развивать эти проекты, так как главным является стоимость барреля нефти и себестоимость ее добычи. Развитие Арктики нужно рассматривать как одну из стратегических целей [4].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz