Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.
Вестник МГТУ. 2016. Т. 19, № 2. С. 377–382. DOI: 10.21443/1560-9278-2016-2-377-382 379 расширении торгово-экономических связей России со странами Европы и Азии и с учетом возрастающих объемов перевозок грузов в рамках международных транспортных коридоров (МТК) развитие контейнерных перевозок признано одним из перспективных направлений деятельности железнодорожного транспорта. Доля портов Северо-Западного бассейна в перевалке контейнеропотока составляет примерно 72 % общего объема работы портов России. Доктрина экономического освоения Арктики состоит в возможности использования портов Мурманской и Архангельской областей для увеличения вылова морских биологических ресурсов. В настоящее время на Северо-Западе вылавливается около 850 тыс. т рыбы и морепродуктов, в которых заинтересованы все те, кто занимается его промыслом и сервисным обслуживанием. Проблемы рыбаков и переработчиков являются предметом обсуждения на всех региональных и общероссийских конференциях, и главная тема дискуссии – цена конечного продукта, размер дохода и прибыли от продажи переработанного улова. По нашему мнению, для успешной деятельности необходима глубокая кооперация всей цепочки участников данного процесса, занимающихся рыбной ловлей, сервисным обслуживанием, судоремонтом, переработкой, внедрением современных инновационных технологий на судах, на которых проводится глубокая модернизация. Важной представляется заинтересованность банковских структур в партнерстве по кооперации на определенных условиях. В настоящее время более 50 % рыбы добывается в морях Дальнего Востока, но в связи с невозможностью доставить ее в короткий срок и с низкой ценой большая часть рыбы продается за рубеж и не всегда законными методами, а жители России испытывают ее острую нехватку. Несмотря на декларируемые усилия государственного совета и правительства по проблеме удовлетворения потребностей населения в морепродуктах, так и не сформированы организационно-экономические механизмы регулирования потребления водных биологических ресурсов и нет реального улучшения для рыбной отрасли. Северный морской путь: реальность и перспективы Сегодня в Арктике осваивается новый проект, он впервые позволит российским нефтегазовым компаниям выйти на новые рынки, где нет сейчас газовой трубы. Логистические возможности работать на постоянных рынках возрастут, а также появятся возможности выполнять разовые контракты на новых и проникнуть на рынки, где ранее наши компании еще не работали. Для продвижения газа из месторождений Ямала нужны суда для круглогодичной перевозки сжиженного газа, т. е. суда усиленного ледового класса. Реализация проекта строительства таких судов обеспечит круглогодичную работу по перевозке сжиженного газа и сырой нефти с месторождений Ямала на арктическом шельфе на базу перевалки на Кольском полуострове и далее в Западную Европу. Кроме того, необходимо разработать и реализовать транспортно-технологические схемы вывоза углеводородного сырья с Приобских месторождений, месторождений Таймырского округа и севера Республики Якутия (Саха) [1]. ОАО "Мурманское морское пароходство" намерено развивать грузоперевозки на всех направлениях и занять определенную нишу на рынке в Арктике. Предусмотрено дальнейшее укрепление и развитие партнерских связей с РАО "Норильский никель", и Мурманское морское пароходство может выступить в качестве конкурента в области перевозок. Частично предполагается реализация программы вывоза экспортной продукции предприятий "Русала" Северным морским путем, так как большие поставки алюминия идут в европейские страны. Именно Северный морской путь призван стать главной национальной транспортной магистралью России. Для его освоения необходимо финансировать не только порты, но метеорологическую и гидрологическую службы, которые остро нуждаются в модернизации состоянии. Как заявляют эксперты, речь идет о сумме минимум 30–50 млрд долл. Северный морской путь должен обустраиваться не просто как транспортная магистраль, но как основа арктического нефтегазового комплекса будущего. Хотелось бы обратить внимание на развитие в настоящее время порта Саббета, одного из основных, где строятся комплексы по переработке добываемого газа в этом регионе в сжиженный, достаточно нового производства в нефтегазовом комплексе России. Поэтому уже сейчас необходимо принять меры по созданию надежной транспортной системы для перевозки нефти и сжиженного газа с месторождений Западной Арктики до потребителей в Западной Европе, Северной Южной Америке, а также в страны Азиатско-Тихоокеанского региона [2]. Превращение Северного морского пути в круглогодично действующую морскую магистраль на современном этапе маловероятно из-за отсутствия мощных современных ледоколов, способных выполнять проводку судов усиленного ледового класса высокоширотными маршрутами. Северный морской путь так и не стал международной транзитной магистралью, оставаясь резервом международной транспортной системы, проходящей через Суэцкий канал. Месторождения арктического шельфа рассматриваются сегодня в качестве гаранта стабильного развития экономики России. Углеводороды – основа для такой важной отрасли, как химическая промышленность, которая в настоящее время успешно развивается и приносит стране большую добавленную стоимость.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz