Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.

Веретенников Н. П. и др. Реальность и перспективы развития коммуникаций… 378 производства и при этом влекло за собой минимально возможные издержки. Если такой минимум не обеспечивается, то соответствующую деятельность или управление этой деятельностью нельзя признать логистическими. Субъектом инициации, мотивации, финансирования издержек и осуществления логистической деятельности относительно собственных материальных ресурсов в своих интересах и своими силами совместно с другими компаниями может являться только промышленное предприятие, действующее как самостоятельный экономический субъект. Менеджмент, занимающийся созданием и налаживанием таких систем управления потоками материальных ресурсов, незавершенного производства и запасов готовой продукции, которые служили бы опорой для деловой стратегии развития предприятия, должен обладать обширными знаниями о географическом расположении своих поставщиков и покупателей. В логистике в расчет принимается управление материалами, полуфабрикатами и готовой продукцией на всем пути следования между поставщиками, производителями, оптовыми торговцами и покупателями товара фирмы. В этом смысле логистика есть стратегическое управление движением и хранением товаров, материалов и услуг во всей цепи поставок. В настоящее время российская сухопутная транспортная система связывает между собой страны Европы, Азии, Ближнего Востока, организуя перевозки по международным транспортным коридорам, привлекая на российские железные дороги транзитный грузопоток. Северо-Западный федеральный округ России представляет собой транспортный мост между Россией и Западом и связывает мировые рынки торговли Центральной и Восточной Европы, страны Балтии. Транспортная система региона обеспечивает как внутренние, так и международные перевозки. С учетом развития международной торговли и роста объемов перевозок нагрузка на существующую транспортную сеть будет увеличиваться. Это потребует соответствующего развития всего транспортного комплекса Северо-Запада. В регионе расположена большая часть морских портов европейской части России и постоянно идет их расширение, по его территории проходит Северный морской путь, развита сеть всех видов транспорта. Перевозки грузов железнодорожным транспортом на территории региона составляют около 16 % общего грузооборота России. Основная их доля приходится на перевозки угля, руды, стали, нефтепродуктов, стройматериалов, древесины и удобрений. Основной объем перевозок осуществляется в рамках международной торговли со странами Европы, Латвией, Литвой, Эстонией и Белоруссией. Главный удельный вес по отправлению важнейших грузов (52 %) имеют транспортные узлы Санкт- Петербурга, Ленинградской и Мурманской областей. В настоящее время в России добывается 360 млн т угля, из них 120 млн т продается за границу, в основном – в Европу. Доходы от продаж в 2014 г. составили 8,6 млрд долл. Основными портами в регионе по отгрузке угля являются морской порт Усть-Луга, через него отгружено в 2014 г. 13,5 млн т, и Мурманский торговый порт (15 млн т). Рост внешнеторговых грузопотоков требует применения новых, более эффективных методов организации логистических схем для перевозок. Рассмотрим логистику продаж товара на примере угля. 90 % этого полезного ископаемого добывается в Сибири и только 1 % – в европейской части страны. Для эффективной работы всего комплекса – от производителя, угольных шахт Кузбасса, транспорта в лице российских железных дорог, морских портов Мурманска или Усть-Луги для перегрузки, морских судов для его перевозки и доставки потребителю в Европе – необходима эффективно работающая система всего процесса. Критерии эффективного управления всеми процессами при минимальных эксплуатационных расходах определяются базовыми принципами их организации. Показательным примером на железнодорожном транспорте является система организации грузовых поездов (вагонопотоков) на всем пути следования с минимальными задержками в пути. Логистический процесс включает в себя информационную систему обеспечения всего производственного процесса по организации продвижения товара от производителя до получателя и планирования всей цепи услуг. Необходим информационно-логистический центр для решения проблемы в организации информационного взаимодействия между шахтами Кемеровской области, где добывается уголь, железной дорогой на всем протяжении и морскими портами Северо-Запада. 15 млн т угля – это 15 поездов в 50 грузовых вагонов по 60 т в каждом составе, которым ежедневно необходимо организовать "зеленую улицу" на всем пути следования от шахты до порта в любую погоду и время суток. В последние годы наблюдается рост внешнеторговых грузопотоков через железнодорожно-водные транспортные узлы Северо-Западного региона. Основные задачи взаимодействия железнодорожного и морского транспорта возникают при передаче грузопотока, информации о движении и прибытии, схемы размещения портов и станций, куда прибывают грузы. Таким образом, процесс взаимодействия всех заинтересованных участников является комплексным, включает в себя организационные, технологические, технические, правовые и информационные факторы. Географическое расположение Северо-Западного региона делает возможным участие его в продвижении грузопотоков по трем международным транспортным коридорам. Следует учитывать, что в европейских странах 20 % всех товарно-материальных ценностей перевозят в контейнерах. При

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz