Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.

Вестник МГТУ. 2016. Т. 19, № 2. С. 372–376. DOI: 10.21443/1560-9278-2016-2-372-376 375 Обеспечивающее значение в поддержании боеготовности Северного флота имеет региональный оборонно-промышленный комплекс, представленный судоремонтными предприятиями, в том числе СРЗ "Нерпа" – головным филиалом ОАО "ЦС "Звездочка", 35 СРЗ – филиалом ОАО "ЦС "Звездочка", ОАО "10 СРЗ", ОАО "82 СРЗ", ОАО "195 РЗ РАВ" и ОАО "Северный арсенал". Общая численность занятых в судоремонте составляет более 3 тыс. человек. Таким образом, основой регионального хозяйства являются объекты оборонного профиля, при этом Кольская "опорная зона" должна быть выделена именно по критерию максимальной оборонной нагрузки территории с определением дислоцированных в регионе сил и средств военно-морского флота в качестве якорного объекта пространственного развития. Значение системы коммуникаций для развития "опорных точек" арктического пространства России Учитывая указанные черты расселения и промышленного развития, а также общую протяженность арктического побережья в 22,6 тыс. км и ее размеры (площадь сухопутной территории Арктической зоны составляет 3,1 млн км 2 , т. е. более 18 % территории России), основополагающим условием рационального развития арктического регионального пространства является обеспечение соответствующей системы коммуникаций, включающей сеть транспортных, навигационных и иных объектов, что применительно к "опорной точке" оборонного профиля приобретает стратегическое общенациональное значение. Тезис о том, что основой регионального развития выступает система коммуникаций, является основным положительным утверждением пространственной экономики. Производства размещаются в некоторых точках регионального пространства, причем коммуникационная сеть создает для предприятий, локализованных на данной территории, возможность получения средней по экономическому пространству нормы прибыли при прочих равных условиях. Базовые экономические модели данного утверждения – "потенциал рынка" Дж. Харриса [4] и "базовый мультипликатор" регионального дохода А. Преда [5]. Новый фактор территориального развития, а именно доступность к рынку сбыта или "потенциал рынка", обогатил региональную науку двумя разнонаправленными выводами – с одной стороны, производство концентрируется на доступных к рынку территориях, с другой стороны, рыночная инфраструктура и доступ к рынку сами являются факторами концентрации производства. "Базовый мультипликатор" регионального дохода связал экономическое развитие территории с экспортом, импортом и в целом доходом, приносимым внешнеэкономической деятельностью, на основе которого формируется мультипликатор. Хотя эти положения были известны и ранее, принципиальные основы новой экономической географии были заложены только в начале XXI в. в работах П. Кругмана, объединившего теории Дж. Харриса и А. Преда, а также труды основателя российской школы пространственной экономики академика РАН А. Г. Гранберга и его последователей. По П. Кругману [6], по мере диверсификации системы коммуникаций формируется региональная агломерация. Экономический смысл теории региональных агломераций заключается в том, что при их возникновении значительно большую сравнительную роль играет доступ к рынку (или развитость системы коммуникаций), а не эффект от масштаба производства, транспортные издержки и мобильность факторов производства. При этом важно подчеркнуть, что система коммуникаций понимается в расширительном смысле как совокупность разнородных способов связи локализованных в пространстве систем и включает в себя не только транспортную доступность (что, несомненно, критически важно при обеспечении снабжения сил и средств ВМФ), но и производственную, социальную инфраструктуру и институциональные составляющие. Такой подход обеспечивает "очаговое" развитие Арктики и экономическое присутствие России в этом регионе при согласовании экономической и оборонной деятельности в пределах пространства "опорной точки" военно-морских ЗАТО. Агломерация понимается как территория, включающая город-ядро или несколько таких городов и совокупность очагов городской среды, объединенных в территориальном смысле и обладающих общностью хозяйственных, социальных и инфраструктурных связей (для городских агломераций), или как единая целевая система поселений, созданная для хозяйственного освоения регионального пространства и создания комфортной среды для проживания. Заключение Таким образом, рациональное развитие ЗАТО как территорий, созданных для обеспечения защиты и бесперебойного функционирования стратегических ядерных вооружений (инфраструктурная составляющая) и имеющих соответствующий особый правовой режим (институциональная составляющая), согласно теории новой экономической географии является ключевой составляющей коммуникационной сети экономического освоения регионального пространства Западной Арктики в рамках Кольской "опорной зоны" оборонного профиля.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz