Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.

Чечурина М. Н. Концептуальные подходы к разработке инновационной… 548 Технопарки представляют собой своего рода мостик для трансфера технологий между научной сферой и промышленностью. Основными компонентами технопарка являются компании, фирмы, предприятия, создающие инновации; вузы, поставляющие научные и технические кадры; управленческие кадры – профессиональные менеджеры. Таким образом, технопарк представляет собой своеобразную "фабрику по производству и выпуску малых и средних инновационных организаций" и обеспечивает непрерывное формирование нового наукоемкого бизнеса. Формирование основ системы управления инновационным развитием региона Основой системы управления инновационным развитием в рамках создания региональной инновационной системы являются: институциональная составляющая, подсистема поддержки (в том числе государственной), механизм регулирования инновационного процесса [5]. Институциональная составляющая – это прежде всего институциональная среда как совокупность основополагающих политических, социальных и юридических правил, образующих базис для инновационной экономической деятельности. В развитых странах мира приняты программы инновационного развития, в основном в рамках создания национальной инновационной системы. Так, в США под эгидой Управления по технологической политике Министерства торговли США реализуется Программа инновационного партнерства (US Innovation Partnership Initiative), направленная на мобилизацию всех ресурсов промышленности, академического сообщества и органов власти в целях инновационного развития. Новым подходом в активизации научно-исследовательской и внедренческой деятельности во Франции стало принятие в 2002 г. "Инновационного плана". В Великобритании в 2001 г. был утвержден план действий "Наука и инновационная стратегия" (Science and Innovation Strategy), целью которого являлось содействие повышению конкурентоспособности и уровня развития науки для стабилизации роста экономики и производительности труда. В России распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р была утверждена "Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года". Созданы структуры, способствующие реализации планов инновационного развития: Национальное исследовательское агентство во Франции, созданное с целью координации и поддержки фундаментальных и прикладных исследований в рамках государственно-частного партнерства; два швейцарских института – Всемирный экономический форум (World Economic Forum, WEF) и Международный институт развития менеджмента (International Institute for Management Development, IMD), которые ежегодно публикуют доклады о конкурентоспособности стран и соответствующие рейтинги. В России Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 г. № 279 (ред. от 24.09.2013 г.) учрежден Орган научно-технической информации федерального органа исполнительной власти в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности. Постановлением Правительства РФ от 26.08.1995 г. № 827 (ред. от 10.07.1998 г.) учрежден Федеральный фонд производственных инноваций. В рамках государственно-частного партнерства создан Инвестиционный фонд, формируется Банк развития, Венчурная компания, Российская корпорация нанотехнологий, Агентство по особым экономическим зонам. Однако в России на сегодняшний день не создано соответствующих условий к переходу на инновационный путь развития. По данным Всемирного банка, она по индексу глобальной конкурентоспособности на 2012–2013 гг. занимает 63-е место, опустившись за последние 3 года с 51-го места в 2008–2009 гг., причем хуже всего положение остается в области инноваций и совершенствования производства – здесь она занимает 80-е место [6]. Заключение В целом существующая практика управления инновационным развитием характеризуется отсутствием такого институционального устройства, которое бы эффективно объединяло и координировало усилия разрозненных участников инновационной деятельности. Механизм регулирования инновационного развития включает прежде всего инновационную стратегию государства, особенно в рамках государственно-частного партнерства. Перспективным механизмом государственной поддержки инноваций является создание особых экономических зон двух типов – технико-внедренческих и промышленно-производственных, предполагающих таможенные и налоговые преференции для предприятий-резидентов. Необходимо в рамках создания Национальной инновационной системы формирование такой институциональной среды и механизмов управления инновационной деятельностью, которые бы способствовали взаимодействию, кооперации и партнерству в инновационной сфере всех ее участников в рамках государственно-частного партнерства. Таким образом: 1. Мезоэкономика – это сфера экономики, в которой синтезируются институциональные, региональные, отраслевые и инфраструктурные факторы, процессы создания продуктов и оказания услуг в результате взаимодействия регионов, отраслей, крупных хозяйственных комплексов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz