Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.

Чечурина М. Н. Концептуальные подходы к разработке инновационной… 546 Рассмотрим регион как составляющую многоуровневой экономической системы управления. В связи с тем, что экономика России – не монообъект, а многоуровневый организм, функционирующий на основе вертикальных и горизонтальных взаимодействий, входящий в систему мирохозяйственных связей, это требует привлечения теории иерархических многоуровневых систем. В соответствии с тем, что система управления экономикой имеет многоуровневый иерархический характер, управленческие инновации специфичны для каждого уровня управления. Систему управления экономикой можно представить как многоуровневую иерархическую организованную структуру в виде "триады" с макро-, мезо- и микроуровнями (или "эшелонами", по Месаровичу). Управление реализуется как по вертикали (уровни "триады"), так и по горизонтали – по видам экономической деятельности. На верхнем уровне (межстрановом, страновом, федеральном) управление (планирование, целеполагание, принятие решений) связано с макроэкономической ситуацией – это инновационное развитие хозяйствующих субъектов, повышение международной (страновой) конкурентоспособности, совершенствование системы образования и т. п. На мезоуровне (региональном) наряду с экономическими целями формируются цели, имеющие социальный характер: снижение уровня безработицы, улучшение условий труда и т. п. На микроуровне (предприятия, организации) главные цели и задачи связаны с экономическим положением (рост выручки, повышение рентабельности, рост капитализации, завоевание доли рынка и т. п.). В соответствии с уровнем (масштабом) управления: макроуровнем (международный и страновой), мезоуровнем (территориальный) и микроуровнем (организация, предприятие) используются различные управленческие инновации. На каждом уровне управления с целью синергетического эффекта целесообразно использовать различные технологии управления как способы достижения целей системы, которые включают инструментальные средства менеджмента: структуры, процессы и методы. Инновационная составляющая инфраструктуры региона На основании проведенного исследования по анализу зарубежного и отечественного опыта применения управленческих инноваций были выявлены наиболее значимые из них, объединенные в "Портфель управленческих инноваций" и сгруппированные в структуры, процессы и методы [2]. Портфель управленческих инноваций : I. Структуры: 1. Инфраструктуры инновационного процесса: технопарки; технополисы; информационно- технологические центры (ИТЦ); информационно-производственные комплексы (ИПК); наукограды; бизнес-инкубаторы; кластеры. 2. Организационные структуры: транснациональные компании (ТНК); картели; тресты; синдикаты; концерны; международные стратегические альянсы (МСА); мультитранспортные конгломераты; консорциумы; трансграничные кластеры; финансово-промышленные группы; научно-технические альянсы; государственно-частное партнерство (сеть частных и государственных предприятий); госкорпорации; промышленные кластеры; глобально-интегрированная компания. 3. Оргструктуры управления: матричные; дивизиональные; гибкие; холдинги; сетевые организации; уплощенные структуры; эдхократические. 4. Территориально-отраслевое управление: территориальные округа; федеральные округа; местное самоуправление; территориальные кластеры. II. Процессы: 1. Маркетинговое управление: электронная коммерция; I – сетевой маркетинг; SCM – интегрированная цепь поставок; GRM – система управления взаимодействием с клиентами; сегментация потребителей; бенчмаркинг; производство и НИР на заказ (дестандартизация); просьюмеризм (потребители – сопроизводители); судьюсеризм (поставщик – сопроизводитель); QFD (развертывание функции качества) – перенесение потребностей потребителей на продукцию. 2. Инновационные стратегии: модель Мак-Кинси (7S) – развитие организации; реинжиниринг (процессное управление); нелинейные стратегии; диверсификация; сценарное планирование; слияния и поглощения; кайзен (кайрио) – непрерывное совершенствование; специализация и кооперирование; портфельное управление; аутсорсинг; управление по целям; управление по результатам; управление знаниями; управление качеством (шесть сигм); гибридная стратегия (конкуренция и сотрудничество); многоуровневое управление (переход от административных к мотивационным методам управления); внутренние венчуры; пространственное планирование. 3. Мотивационные процессы (управление персоналом): горизонтальная карьера; участие персонала в прибылях; мотивация свободным режимом (временем); многопрофильные команды; корпоративная (организационная) культура; мотивации по теории X, У, Z; дистанционное обучение; аутстаффинг; участие персонала в управлении; стиль управления (авторитарный, демократический, либеральный).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz