Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.

Вестник МГТУ. 2016. Т. 19, № 2. С. 372–376. DOI: 10.21443/1560-9278-2016-2-372-376 373 Переход от "непрерывного" к "очаговому" развитию пространства Западной Арктики Стратегическая геополитическая и экономическая роль арктического региона обусловила создание в марте 2015 г. Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, целями деятельности которой являются защита национальных интересов России, реализация Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике и "кардинальное повышение эффективности государственного управления в Арктической зоне", что свидетельствует об актуальной потребности пересмотра применяемых ранее принципов развития региона. Примечательно, что председателем комиссии назначен заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин, курирующий в числе прочих вопросы судостроения и морской деятельности, а также деятельности оборонно-промышленного комплекса. В рамках первого в 2016 г. заседания Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, которое состоялось 9 марта в г. Мурманске, было официально заявлено о смене парадигмы с доказавшего свою неэффективность в экстремальных условиях Крайнего Севера "непрерывного" развития региона на "очаговое" развитие пространства. Далеко не новая в теории, но достаточно непривычная для текущей госполитики концепция подразумевает применение территориально-кластерного принципа, максимально адаптированного к условиям Российской Арктики, а именно создание "опорных зон" ("опорных точек") хозяйственного освоения пространства. В теоретическом плане определение "опорных зон" исходит из концепции "полюсов роста" (по Ф. Перру – компактно размещенных и динамично развивающихся отраслей промышленности и отдельных предприятий, в которых сосредоточен "импульс развития", оказывающий влияние на территориальную структуру хозяйства и ее динамику). Указанная концепция впервые была привязана к конкретному географическому пространству французским экономистом Ж. Будвилем [2]. Это положило начало дальнейшему переходу к концепции поляризованного экономического пространства, обеспечивающего опережающее развитие полюсов экономического роста, при котором концентрация ресурсов осуществляется в пределах якорных секторов регионального хозяйства, обладающих максимальным мультипликативным эффектом, стимулирующим развитие экономического пространства вокруг себя. По М. Портеру [3], использование территориально-кластерного принципа подразумевает специализацию регионов именно в тех сферах, в которых они конкурентоспособны. При этом экономическая политика, основанная на территориальных кластерах и иных формах поляризованного развития пространства, в сравнении с традиционным отраслевым подходом подразумевает достаточную автономию на региональном уровне – кластеры формируют на территории региона своеобразный каркас, детерминирующий направления развития всех секторов экономики. Специфика социально-экономического освоения Арктической зоны России заключается в экстремальных природно-климатических условиях, отдаленности и низкой транспортной доступности территории, неравномерном характере промышленно-хозяйственного освоения, а также предельно низкой плотности населения при высокой дисперсности расселения. Эти особенности обозначены, в частности, в Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. Долгосрочная тенденция сокращения численности населения, в последние годы уступившая место незначительному приросту населения, в целом является стратегической угрозой национальной безопасности России в связи с нарастанием тенденции "оставления земель за конечным малолюдством". Например, на текущий момент демографическая (по плотности населения) величина давления сопредельных территорий Китая на Дальний Восток России – федеральный округ с наименьшей по стране плотностью населения – является огромной (140 против 1), а локализовано вдоль Транссиба еще больше. Аналогичная ситуация может сложиться и в Арктике на континентальных российско- финляндских и морских российско-норвежских пространствах. На данный момент средняя плотность населения регионов, полностью либо частично отнесенных к сухопутным территориям Арктической зоны Российской Федерации, составляет 1,6 чел. на 1 км 2 и значительно варьируется по отдельным субъектам – от 0,1 чел. на 1 км 2 в Чукотском автономном округе и 0,2 чел. на 1 км 2 в Ненецком автономном округе до 2,8 чел. на 1 км 2 в Архангельской области и 5,3 чел. на 1 км 2 в Мурманской области (для сравнения: плотность населения по стране в целом составляет 8,5 чел. на 1 км 2 , в Северо- Западном федеральном округе – 8,2 чел. на 1 км 2 , в Сибирском федеральном округе – 3,8 чел. на 1 км 2 , в Дальневосточном федеральном округе – 1 чел. на 1 км 2 ). Исходя из сложившейся системы коммуникаций, ресурсной базы, социально-экономических параметров развития территорий Арктической зоны России, предлагается выделить восемь "опорных

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz