Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.
Семенов В. П. Повышение качества отечественного кораблестроения… 526 Если концепция "Бережливое производство" направлена на улучшение ценностей организации, исключая ценности, которые их не создают, то концепция "Шесть сигм" ориентирована на повышение стабильности операций, производящих эти ценности. Эта концепция связывает улучшение бизнеса с инициативами в области качества и направляет их на достижение целей, определяемых производительностью, экономической эффективностью и качеством. В работе [11] отмечается, что концепция "Шесть сигм" – это система, охватывающая весь бизнес, а не только инициатива, относящаяся к качеству. Чтобы выполнить задачи, которые ставит концепция "Шесть сигм", необходимы "прорывы" в каждой сфере деятельности. Если совместить качество "шести сигм" со скоростью "бережливого производства", то можно существенно повысить эффективность применения методов управления качеством, за счет их взаимного интегрирования при внедрении, и использовать как инструмент управления качеством и мощный механизм развития предприятия в целом. Таким образом, к концу ХХ в. был осуществлен переход от традиционного "массового производства" к "бережливому производству" (Lean Production), массовому производству продукции, которое Том Петерс определил как "массовое производство на заказ" [11]. В начале XXI в. уже наметились контуры новых перемен, начался процесс перехода к новому типу производства, названного некоторыми авторами как "активное производство" (Agile Manufacturing). Его основное отличие от "бережливого производства" заключается в том, что последнее работает в относительно стабильных условиях, тогда как "активное" способно работать в совершенно непредсказуемых, быстро изменяющихся условиях. Если же подняться на уровень обобщений, то просматривается следующая картина: и бережливое, и активное производство, и последовательное применение процессного подхода в соответствии со стандартами ISO серии 9000 – все это может привести к стиранию границ при производстве продукции сначала между организациями, а впоследствии и между странами. Заключение На фоне трансформации мировой экономики и в условиях перехода России на инновационный путь развития обозначились новые внутренние ограничения роста, обусловленные существованием не только таких важных проблем развития морской деятельности, как восполнение флота, увеличение объемов национальной грузовой базы, перевозимых судами под российским флагом, реконструкция гидросооружений, расположенных на водных магистралях, но также тесно связанным с ними существенным дефицитом квалифицированных инженерных и рабочих кадров. В советские годы профессия моряка занимала одно из первых мест в списке престижных профессий. Сейчас Россия утратила свое преимущество во флоте, однако система морского и речного образования держится на высоком уровне. Наши моряки, особенно старший и средний комсостав, пользуются спросом во всем мире. Но отток кадров достаточно высок. Формирование кадрового потенциала является одной из реальных проблем, которую необходимо решать на государственном и региональном уровнях. Возврат морским профессиям их прежней высокой репутации, а также решение проблемы дефицита квалифицированных специалистов на флоте возможны только путем согласованных действий, предпринимаемых всеми заинтересованными сторонами, ответственными за подготовку моряков. Библиографический список 1. Веретенников Н. П., Геращенко Л. В., Горячевская Е. С. Северный морской путь: история, экономика, геополитика, безопасность // Геополитика и безопасность. 2015. № 2 (30). С. 88–94. 2. Половинкин В. Н., Фомичев А. Б. Проблемы милитаризации арктического региона // Морской вестник. 2013. № 4. С. 35–37. 3. Селин В. С., Козьменко С. Ю., Медведев Н. А. Согласование экономической и оборонной деятельности в Арктике с позиций регионального присутствия // Вестник МГТУ. 2010. Т. 13, № 1. С. 84–89. 4. Семенов В. П. Проблемы и пути инновационного развития предприятий судостроительной промышленности // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2009. Т. 2, № 23. С. 76–81. 5. Семенов В. П., Семененко С. В. Инновационное развитие предприятий судостроительной промышленности // Морской сборник. 2008. № 6. С. 45–47. 6. Муру Г. Н. Условия эффективного функционирования системы технического обслуживания и ремонта морской техники // Морской вестник. 2011. № 2. С. 39–41. 7. Семенов В. П. Улучшение качества обслуживания и ремонта военно-морской техники // Северный морской путь: развитие арктических коммуникаций в глобальной экономике ("Арктика–2015") : материалы VI Всесоюзной морской науч.-практ. конф., Мурманск, 13–14 мая 2015 года. Мурманск : МГТУ, 2015. С. 86–91. 8. Дрбоглав А. М., Платов В. Я. О нормировании труда на судостроительных предприятиях // Судостроение. 2014. № 2. С. 67–68.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz