Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.
Вестник МГТУ. 2016. Т. 19, № 2. С. 521–527. DOI: 10.21443/1560-9278-2016-2-521-527 525 Прослеживается устойчивая тенденция переноса центра тяжести с плановых заводских ремонтов техники на более углубленное (и более затратное) систематическое техническое обслуживание. Для кораблей ВМФ эта тенденция представляется экономически оправданной. Более качественное техническое обслуживание, особенно систематический мониторинг технического состояния, должны привести к сокращению объемов ремонта кораблей и увеличению межремонтных периодов. В полной мере это можно отнести только к кораблям, спроектированным под эту систему ТОиР. Оптимальным представляется такой проект корабля, у которого совпадают межремонтные сроки корабля и сроки службы образцов вооружения (по моральному износу). Для кораблей, находящихся в эксплуатации с истекшими межремонтными сроками и изношенной материальной частью, усиленное техническое обслуживание не решает проблемы. Во всем мире распространена система закрепления за изготовителем (судостроительным предприятием) ТОиР на весь жизненный цикл. Фирма-поставщик создает свои или обеспечивает и аттестует дилерские сервисные центры, которые выполняют в полном объеме ТОиР изделий фирмы. Продолжительное существование сервисных центров подтверждает их экономическую эффективность. Но необходимо учитывать, что, как правило, сервисные центры обслуживают изделия крупносерийного и массового производства с использованием специального оборудования и оснастки. Судостроительному предприятию создать сеть сервисных центров на флотах по крайней мере затруднительно, требуются большие материальные затраты, которые при практически единичной постройке кораблей не окупаются. Идеи сервисных центров вполне применимы и к предприятиям-изготовителям комплектующих изделий. Впрочем, в создании сервисных центров нет необходимости. На всех флотах сохранились еще судоремонтные заводы, способные в полной мере выполнять ТОиР кораблей. В отличие от судостроительных предприятий и предприятий-изготовителей комплектующих изделий, судоремонтные предприятия располагают широко универсальным производством, способным быстро перестраиваться под меняющуюся номенклатуру изделий с минимальными затратами на подготовку производства. Имеются также проблемы, связанные с документацией для ТОиР. Основной документацией для ТОиР кораблей ВМФ являются эксплуатационные документы (ЭД) и ремонтные документы (РД) в комплекте со ссылочными документами. Предприятия, которые должны выполнять "сервисное" обслуживание, не в полной мере обеспечены ЭД. На корабль в целом ЭД отсутствует, ее разработка нормативными документами не предусмотрена. РД разработана и введена в действие в ВМФ менее, чем на 40 % объектов ремонта, система разработки и обеспечения предприятий РД отсутствует. По-видимому, необходимо вернуться к системе типовой организационно-технической документации (ТОТД), существовавшей ранее на предприятиях Главного управления судоремонтных заводов ВМФ (которого в настоящее время уже не существует). Однако ТОТД сегодня является, по-видимому, безальтернативным вариантом. Качество является задачей номер один в условиях рыночной экономики. Именно с помощью современных методов менеджмента качества передовые зарубежные фирмы добились лидирующих позиций на различных рынках [10]. Эффективной стратегией внедрения концепции всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management – TQM) в организациях стало применение моделей премий качества. В Европе это модель совершенства Европейского фонда управления качеством (European Foundation for Quality Management – EFQM). Критерии модели EFQM определяют и описывают принципы TQM в форме, наиболее понятной руководителям. Модель EFQM легла в основу премии правительства Российской Федерации, которая вручается с 1997 года. Однако отечественная премия качества для организаций-участников является лишь конкурсом среди ряда других, со всеми плюсами и минусами, присущими подобным мероприятиям в России. Модель и критерии премии стали инструментом совершенствования лишь для небольшого числа российских компаний, не получает широкого распространения практика эталонного сопоставления с лучшими в своей области компаниями, компаниями-лауреатами премии, конкурентами, потенциал самооценки на базе критериев модели практически не реализуется [11]. В настоящее время во многих странах мира и различных отраслях стали широко использоваться концепции "Бережливого производства" и "Шести сигм". "Бережливое производство", или концепция Lean Production, как ее принято называть на Западе, – это подход к менеджменту, обеспечивающий долговременную конкурентоспособность без существенных капиталовложений. Начинать использование этого подхода стала компания Toyota, которая благодаря этому достигла выдающихся результатов. Результатом бережливого производства является высочайшее качество продукции, для достижения которого необходимо изменить менеджмент компании, культуру управления, пересмотреть систему взаимоотношений между уровнями и подразделениями предприятия, оценить взаимоотношения между сотрудниками. В большинстве случаев это сделать гораздо труднее, чем вложить средства в закупку нового оборудования, которое не всегда дает ожидаемый результат. Философия бережливого производства, по мнению исследователей, является самым мощным инструментом для создания ценности и борьбы с потерями в организациях любого типа.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz