Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.
Семенов В. П. Повышение качества отечественного кораблестроения… 524 В целях развития данного направления работы в отрасли решением министра промышленности и торговли РФ от 2 апреля 2014 г. ОАО "ЦТСС" определено как ведущая организация судостроительной промышленности по информационно-аналитическому и нормативному обеспечению в области ценообразования, трудоемкости и нормирования труда в судостроительной промышленности, ведения соответствующих баз данных, а также технико-экономических экспертиз цен при разработке, производстве, ремонте, сервисном обслуживании и утилизации кораблей и судов. Важное значение в деятельности предприятий имеет постоянное улучшение качества судостроения и судоремонта. Многие судостроительные и судоремонтные предприятия имеют системы качества, соответствующие международным стандартам. Однако простое копирование зарубежного опыта результата не даст. Сила компаний, внедряющих в свою систему менеджмента качества современные новшества, – не в конкретных методах производства, а в системном эффекте, основанном на процессном подходе. Десять лет назад было положено начало документальному оформлению отмены действовавшей системы плановых заводских ремонтов, в это же период произошли существенные изменения в органах управления эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом (ТОиР) кораблей и судов ВМФ. С переходом от системы плановых заводских ремонтов корабельной техники появился термин "восстановление технической готовности" (ВТГ). Технической готовностью судоремонтное предприятие традиционно обозначало объем выполненных работ от объема заявленных. Единицей измерения в этом случае были проценты. Сегодня ВТГ определяется уже как устанавливаемый вид ремонта. Результатом этого нововведения стало возможно одной стороне "что-то заказать", а другой стороне "что-то сделать". Состав работ, нормативные (проектные) трудоемкость и сроки выполнения работ, восстановление ресурса при ВТГ в отличие от любого вида ремонта нигде не определены. Этим, в частности, объясняются проблемы при согласовании цен и сроков ВТГ между Министерством обороны России и исполнителями. Развитие этих новаций нашло отражение в процедуре продления межремонтных сроков (МРС) и полных сроков службы как отдельных изделий, так и кораблей и судов в целом. ГОСТ РВ 15.702 устанавливает процедуру продления назначенных показателей долговечности военной техники. Назначенные показатели – это те показатели, после достижения которых техника должна выводиться из эксплуатации независимо от ее технического состояния, даже если она полностью исправна. Для остальной техники стандартами предписано устанавливать "обычные" ресурс и срок службы (и то не всегда), которые не требуют автоматического прекращения эксплуатации после достижения конечных значений. Более того, для изделий обычного назначения рекомендуется устанавливать средний ресурс и средний срок службы, т. е. этим величинам придается ориентировочное значение. На этапе создания техники надежность, видимо, представляется как нечто виртуальное. Поэтому нередко в ТТЗ необоснованно прописываются назначенные, а не обычные показатели надежности, которые автоматически переносятся в технические условия (ТУ). Решения о продлении показателей долговечности сегодня принимаются по результатам освидетельствования. Для кораблей и судов ВМФ не существует нормативной базы, которая устанавливала бы организацию, виды, объемы и периодичность их освидетельствования. Разработка такой нормативной базы – это чрезвычайно сложная задача. Необходимо изучить опыт гражданского флота в этой области, рассмотреть, насколько здесь можно использовать опыт и документы Российского морского регистра судоходства. В отличие от Военно-морского флота освидетельствование гражданского морского флота осуществляется в течение всего периода эксплуатации судов, а не только по истечении сроков службы, с возрастом изменяются лишь периодичность и объемы освидетельствования. Такая практика представляется достаточно разумной. Для выполнения данных условий необходимо создание независимого от судовладельца (ВМФ) органа надзора за техническим состоянием кораблей и судов ВМФ или делегирование этих полномочий Государственному морскому регистру судоходства. Другая проблема – неоднозначность терминологии (например понятия "сервисное обслуживание"). Опыт свидетельствует, что термины, используемые всеми сторонами ТОиР, должны иметь однозначный смысл. Особенно в настоящее время, так как в условиях перманентной реорганизации органов военного управления и взаимоотношений с промышленностью общепринятые и даже стандартизированные понятия воспринимаются и трактуются разными сторонами по-своему. Система технического обслуживания и ремонта кораблей ВМФ как "совокупность взаимосвязанных средств, документации технического обслуживания и ремонта и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества изделий, входящих в эту систему" (ГОСТ 18322-78), в нормативных документах ВМФ в настоящее время не регламентирована [9]. По плану стандартизации ОАО "51 Центральный конструкторско-технологический институт судоремонта" (ОАО "51 ЦКТИС") приступило к разработке ряда государственных и отраслевых военных стандартов, относящихся к системе ТОиР кораблей, в том числе государственного военного стандарта (ГОСТ РВ) "Корабли и суда ВМФ. Система технического обслуживания и ремонта. Основные положения".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz