Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.
Вестник МГТУ. 2016. Т. 19, № 2. С. 521–527. DOI: 10.21443/1560-9278-2016-2-521-527 523 Ремонтопригодность корабля, его составных частей и комплектующих изделий – это приспособленность к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений для поддержания и восстановления работоспособного состояния путем проведения ТОиР (ГОСТ Р 53480-2009). В количественном отношении ремонтопригодность кораблей оценивается прежде всего такими показателями, как трудоемкость, продолжительность, стоимость ремонта. Чем ниже эти показатели в количественном исчислении, тем ремонтопригодность корабля выше. В настоящее время ремонтопригодность кораблей очень низка, значительно уступает достигнутым в мировой практике показателям. Причины этого заключаются в следующем: а) стремление заказчика и проектанта уменьшить водоизмещение корабля и судов для улучшения тактико-технических данных. Это приводит к большой затесненности основных помещений, труднодоступности при эксплуатации; б) низкая долговечность комплектующих изделий, применяемых в проектах и др. Для устранения данных причин необходимо обязательно устанавливать конкретные требования ремонтопригодности в ТТЗ, исключить случаи сокращения выпускаемых документов от перечня проектно-конструкторских документов, проводить экспертизу надежности по каждому вновь создаваемому кораблю. Другим направлением повышения качества проведения ТОиР, по утверждению ряда специалистов, является обеспечение необходимой ремонтной документации, при отсутствии которой проведение ремонтных работ приводит к неоправданному завышению материальных и трудовых затрат, увеличению их сроков и стоимости. Сегодня обеспеченность кораблей и судов ремонтно-технической документацией составляет не более 50 %. Важным направлением работ является обеспечение подготовки производства судоремонтного предприятия. Подготовка производства заключается в создании на предприятии условий, обеспечивающих выполнение работ в заданном объеме, в установленные сроки и с заданным уровнем качества. Опыт показывает, что судоремонт, соответствующий современным требованиям, способны выполнить только специализированные предприятия. Подготовка производства этих предприятий зачастую не предусматривается. Увеличение доли единственных исполнителей при выполнении ГОЗ по номенклатуре ВМФ с заключением трехлетних контрактов не решает вопросов перспективной и предварительной подготовки производства. Одной из проблем является отсутствие в нашей стране органов, определяющих и координирующих техническую политику в области судоремонта. В ходе длительного реформирования создана структура, объединяющая в своем составе многие проектные, конструкторско-технологические, судостроительные и судоремонтные мощности государства. Представляется целесообразным организовать на ее базе орган, определяющий и координирующий техническую политику в области судоремонта. Наконец, необходимо решение вопросов функционирования системы ТОиР. В ВМФ нормативно- техническое обеспечение ТОиР определяется более чем 120 документами федерального законодательства, постановлениями правительства, которые безупречны, но не увязаны организационно и технически с конкретным кораблем и между собой. Поэтому система ТОиР документально не оформлена и работает неэффективно. В гражданском судовладении благодаря роли классификационных обществ (морскому регистру судостроения, речному регистру) большинство этих проблем решено и документально оформлено. Поэтому необходимо разработать единую систему (документ) по ТОиР кораблей и судов ВМФ, находящихся в эксплуатации, а также проанализировать возможности применения в ВМФ отдельных документов морского и речного регистров. Одним из основных направлений повышения эффективности судостроения и судоремонта являются выявление резервов и планомерные работы по снижению затрат труда и других ресурсов. Решается это путем совершенствования организации труда в управленческом процессе. Система организации труда в судостроении и судоремонте с постоянно действующим контролем над производством на основе нормирования труда позволяют добиваться эффекта в снижении трудовых затрат и увеличении операционной прибыли за счет снижения издержек производства. В 2010 г. по предложению руководства ОАО "Центр технологии судостроения и судоремонта" (ОАО "ЦТСС"), при поддержке Федеральной службы по тарифам, Министерства обороны России и ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" и с одобрения Министерства промышленности и торговли России в составе ОАО "ЦТСС" был образован научно-технический центр ценообразования, трудоемкости строительства и ремонта кораблей и судов "РУМБ" [8]. С момента создания этот центр развивается как орган для проведения экспертизы трудоемкости и цен в кораблестроении, а также разработки нормативно-методических документов по ценообразованию, трудоемкости и нормированию труда. В 2013 г. во исполнение поручения президента РФ о пересмотре цен действующих контрактов на строительство и ремонт кораблей центр был привлечен к проведению экспертиз расчетов трудоемкостей и цен. Так, по результатам этих экспертиз были установлены новые цены на корабли, строительство и ремонт которых выполняют ОАО СЗ "Северная верфь", ОАО ЦС "Звездочка", ОАО ПСЗ "Янтарь", ОАО "Средне-Невский судостроительный завод", ОАО "Адмиралтейские верфи", ОАО "Амурский судостроительный завод".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz