Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.

Семенов В. П. Повышение качества отечественного кораблестроения… 522 − морального и физического старения основного технологического оборудования отечественных судостроительных и судоремонтных предприятий; − отставания уровня технологии и организации работ по сравнению с зарубежными передовыми предприятиями, недостаточной загрузки производственных мощностей судостроительных и судоремонтных предприятий; − острой нехватки и старения квалифицированного судостроительного и ремонтного персонала; − отсутствия необходимых средств на содержание и обновление основных производственных фондов, износ которых по отрасли находится в чрезвычайно высоком состоянии; − действующих условий кредитования судов, таможенных пошлин на комплектующее оборудование и системы налогообложения в России, приводящих к дополнительному увеличению стоимости судов на 25 % и более [4]. Одной из основных причин отставания отечественного судостроения и судоремонта, кроме того является отсутствие механизма для привлечения необходимых финансовых средств. Без инвестиций невозможно решить стоящие перед отечественным судостроением и судоремонтом задачи. А финансовые инструменты, подобные зарубежным – кредиты под 6–8 % годовых на 10 и более лет, в размере 80 % от цены судна и под его залог – остаются несбыточной мечтой [5]. Промедление в решении указанных проблем на протяжении многих лет – это серьезный недостаток в системе государственного управления. Необходимо обеспечивать государственную поддержку судостроительных и ремонтно-восстановительных работ, развивать предпринимательство в сфере судостроения и судоремонта. В промышленно развитых странах мира осуществляется переход к качественному обновлению технологической базы на основе современных инновационных технологий на всех этапах их жизненного цикла. Возрастают экологические требования к технологическим системам и организации производства. Ужесточаются требования к оборудованию кораблей и судов, пунктам их временного и постоянного базирования, портовых комплексов, в частности, к обеспечению их работоспособности в нештатных ситуациях, универсальности, модульности построения, надежности, качества, безопасности, снижения стоимости. Процесс модернизации сферы судостроения и судоремонта предусмотрен "Стратегией развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и дальнейшую перспективу", утвержденной приказом министра промышленности и энергетики Российской Федерации от 06 сентября 2007 г. № 354. Основной целью реализации стратегии является широкомасштабная модернизация и техническое перевооружение судостроительных и судоремонтных предприятий и создание новых объектов научно- производственной базы. С целью повышения конкурентоспособности судостроительной отрасли Российской Федерации в мире и обеспечения частичного удовлетворения потребностей государства в современной продукции судостроения рассмотрена и одобрена на заседании Правительства Российской Федерации в 2012 г. (распоряжение от 24 декабря 2012 г. № 2514-р) Государственная программа Российской Федерации развития судостроения на 2013–2030 гг. Ответственным исполнителем программы является Минпромторг России. В реализации программы участвуют Росморречфлот и Росрыболовство. Результаты и обсуждения Эксплуатация кораблей и судов, в рамках которой проводятся мероприятия по техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР), имеет наибольшее значение среди этапов жизненного цикла создания и владения судна (корабля). По оценкам специалистов, расчетное время создания корабля составляет около 10 лет, период эксплуатации до возможных операций реновации – около 30 лет, а стоимость этапа ТОиР составляет от 50 до 70 % стоимости создания и владения [6]. Повысить уровень технического состояния флота позволяет система качественного судоремонта, которая обеспечивает сокращение продолжительности, снижение трудоемкости и стоимости ремонтных работ. При организации судоремонта необходимо учитывать следующие его основные особенности [7]: – производственная база судоремонта требует большого разнообразия технологического оборудования и материалов; – судоремонт органически связан с качеством технического обслуживания судов в эксплуатации; – для работы на судоремонтных предприятиях требуется производственный и инженерно-технический персонал высокой квалификации, обладающий знаниями в области организации эксплуатации флота. Система качественного судоремонта позволяет уменьшить внеэксплуатационный период и суммарные затраты на техническую эксплуатацию флота, обеспечить установленный уровень качества отремонтированного оборудования с целью снижения эксплуатационных расходов, освоение ремонта новых кораблей, судов и судовых технических средств, их модернизацию и др. Проблемой повышения эффективности и качества функционирования системы ТОиР в настоящее время занимаются многие отечественные ученые и практики, при этом следует подчеркнуть, что основным является повышение ремонтопригодности корабля (судна).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz