Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.

Вестник МГТУ. 2016. Т. 19, № 2. С. 521–527. DOI: 10.21443/1560-9278-2016-2-521-527 521 УДК 658.562(075.8) В. П. Семенов Повышение качества отечественного кораблестроения и судоремонта для усиления экономического присутствия России в Арктике V. P. Semenov The way to improve the quality of domestic shipbuilding and ship repair for increasing economic presence of Russia in the Arctic Аннотация. Представлены основные проблемы и направления повышения эффективности и качества военного судостроения и судоремонта в современных условиях. В контексте решения проблем выделена необходимость обеспечения государственной поддержки судостроения и судоремонта, развития предпринимательства в отрасли, определен ряд современных направлений повышения эффективности и развития менеджмента качества. Abstract. The main problems and ways to improve the efficiency and quality of military shipbuilding and ship repair in modern conditions have been presented. The necessity for state support of shipbuilding and ship repair and development of entrepreneurship in the industry has been pointed out; a number of modern ways of increasing the efficiency and quality of management has been defined. Ключевые слова: морской флот, судостроение, судоремонт, эффективность, качество, морская техника, эксплуатация флота, система технического обслуживания и ремонта, всеобщий менеджмент качества. Key words: navy, shipbuilding, ship repair, efficiency, quality, marine engineering, naval operation, system of maintenance and repair, total quality management. Введение Решение стратегической задачи повышения конкурентоспособности современной России происходит в условиях повышенного внимания мирового сообщества к освоению морского пространства. Особенное значение имеют северные моря. На их шельфе сосредоточены обширные запасы углеводородных ресурсов, а в прибрежных водах северных морей находятся месторождения залежей полезных ископаемых, и не только энергоносителей, но и руд ценных металлов. Для развития экономики страны, сохранения уникальных природных и экологических ресурсов Арктики, использования огромных транспортных возможностей необходимо развитие гражданского и военного флота. Такой подход позволяет сочетать эффективную морскую деятельность и рациональное природопользование, в том числе на основных транспортных магистралях, например в акватории Северного морского пути [1]. НАТО, Евросоюз и ряд стран, таких как Китай, Япония, Корея и др., также считают Арктику важным стратегическим объектом [2]. Здесь актуальным становится обеспечение регионального присутствия России в Арктике с позиций согласования военной (оборонной) и экономической морской деятельности [3]. Однако для решения экономических и стратегических задач России в Арктике и поддержания флота в надлежащем состоянии требуется развитие отечественного судостроения и судоремонта. Необходимые финансовые возможности и экономические стимулы для заказа судов на отечественных верфях чрезвычайно ограничены. Несмотря на множество имеющихся современных проблем, отечественное судостроение все же продолжает оставаться одной из немногих отраслей, продукция которой обладает высоким научно-техническим и производственным потенциалом. Интерес отечественных и иностранных заказчиков к строительству судов в России объясняется сохраняющейся еще сегодня достаточно высокой конкурентоспособностью отечественных верфей, способных строить суда с приемлемыми ценами и качеством на мировом рынке. Проблемы и методы Отечественное судостроение и судоремонт сегодня не в состоянии конкурировать с современными отраслевыми мировыми лидерами в силу ряда объективных причин, а именно: − научно-технического отставания от промышленно развитых стран мира, ослабления научно- технического и технологического потенциала отрасли, снижения ее конкурентоспособности из-за недостаточного финансирования, направленного на разработку наукоемких морских, судостроительных и судоремонтных технологий;

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz