Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.

Селин В. С. и др. Экономическая конъюнктура поставок арктического… 516 Подготовка к освоению таких источников представляет, как правило, высокотехнологичный, а потому длительный и дорогостоящий проект. Например, США потребовалось 20 лет исследовательских работ (с 1960 по 1980 гг.) и не менее 100 млрд долл., чтобы наладить добычу газа из угольных пластов и плотных песчаников Девона. Еще 20 лет продлились работы по освоению сланцевых пластов и наладить в 2005–2006 гг. промышленную добычу, обеспечив, по оценкам, потребности страны в газе не менее чем на 15 лет. По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), природный газ является сейчас самым востребованным ресурсом и будет таковым оставаться в ближайшие 10 лет. В России поставлена реальная задача довести добычу газа к 2020 г. до 900 млрд м 3 и к 2025 г. до 1 трлн м 3 . Также масштабы позволят осуществить поставленные задачи по газификации страны и не менее чем в 1,5 раза увеличить экспорт 7 . При разработке крупных (и гигантских) месторождений вследствие эффекта масштаба производства уменьшаются издержки на единицу продукции российского нефтегазового комплекса. Запасы углеводородов отечественных вертикально-интегрированных компаний (ВИНК) превышают запасы западных компаний, и их потребность в поисковых ГРР значительно снижена. В то же время в последние годы добыча превышает ресурсный потенциал подготавливаемых к разработке месторождений, и восполнения запасов не происходит. Экспертные оценки показывают, что российские ВИНК тратят на ГРР только 1 % стоимости тонны нефти, тогда как зарубежные компании – в среднем 5 %. Ограниченные запасы западных компаний и мотивируют необходимость инвестиций в ГРР для поддержания стабильного уровня добычи [2]. Процессы глобализации, резко возросшие в конце XX в., определили рост конкуренции на мировом рынке. Усиление конкуренции способствовало выработке новых подходов к управлению, которые привели к обоснованию теории стратегического менеджмента. В развитии научно-технического комплекса ведущие позиции начинает занимать инновационная составляющая, реализующая возможности назревшей модернизации ключевых отраслей национальной экономики. При этом следует придерживаться эколого-экономического подхода. Необходимо снижать экологические издержки производства, связанные с загрязнением окружающей среды из-за износа оборудования и системы транспортировки продукции, учитывать техногенные риски, которые влияют на формы и методы эксплуатации промышленных объектов. Единая система газоснабжения (ЕСГ) России является собственностью ОАО "Газпром". Это сложный производственно-технологический комплекс, включающий объекты добычи, переработки, транспортировки и подземного хранения газа находится под круглосуточным контролем диспетчерских подразделений. Управление ЕС осуществляется из Центрального производственно-диспетчерского департамента "Газпром", основной задачей которого является надежное и бесперебойное снабжение потребителей внутри страны и поставки газа за ее пределы. Расстояние транспортировки газа от арктических промыслов до границ стран-транзитеров составляет 3−4 тыс. км, а до удаленных стран-импортеров (Италия, Франция, Греция и др.) – 5−6 тыс. км, при этом газодинамические процессы в ЕС протекают 5−6 суток. Созданная и постоянно совершенствуемая оптимизированная система контроля и управления за процессами транспортировки на территории страны должна быть интегрирована с системами транзита и западными потребителями. В условиях нарастающих конфликтов с Украиной она в любое время может дать сбой. Постоянные конфликты, имевшие место еще до украинского кризиса, побудили ведущие европейские страны 7 лет назад приступить к созданию альтернативной газотранспортной системы, получившей название "Северного потока" (Nord Stream). Это самый протяженный подводный маршрут газа в мире – 1224 км. Владелец и оператор – компания Nord Stream AG, ее основные акционеры "Газпром" (51 % акций), Wintershall (подразделение BASF, Германия – 15,5 %), E.ON Rurgas (подразделение E.ON , Германия – 15,5 %), Gasunie (единственный оператор транспортных сетей Голландии – 9 %) и GDF Suez (представляет интересы Франции – 9 %) 8 . В августе 2011 г. первая нитка газопровода в немецком городе Лубмин была состыкована с немецкой системой OPAL, входящей в Европейскую газотранспортную систему. В октябре 2012 г. введена в строй вторая нитка первой очереди "Северного потока", которая вышла на проектную мощность в 55 млрд м 3 , более чем на 30 % уменьшив украинский транзит. В сентябре 2015 г. "Газпром", BASF, E.ON , Shell и др. компании подписали соглашение о расширении мощностей (строительстве "Северный поток – 2"), при этом транзит через Украину уменьшится до 50 млрд м 3 . В случае принятия положительного решения по "Южному потоку" эта проблема будет решена полностью. Если кратко рассмотреть перспективы, то рынки нефти и газа сейчас очень мобильны. Несмотря на противоречивые мнения экспертов в отношении "сланцевой революции", большинство сходится во 7 Украинский синдром. Реверсный газ [Электронный ресурс]. URL: http://www.ntv.ru.novosti/1599664. 8 Северный поток [Электронный ресурс]. URL: http://wikipedia.org/wki/Северный _поток.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz