Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.
Большаков Я. А. и др. Возможности и перспективы Мурманской области… 370 Поставленные "Стратегией развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года" и государственной программой "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года" задачи гораздо превосходят масштабы целей других макрорегионов страны 11 . Для решения этих задач необходимо большое количество участников, интересы которых не всегда совпадают, поэтому требуется вмешательство государства для разрешения возникающих противоречий, например, между интересами крупных корпораций и малочисленных народов севера. Правительство РФ поставило перед собой большую задачу на серьезное развитие и глобальное освоение Арктического региона, главным инструментом которой является привлечение экономически активного населения и создание эффективной транспортной инфраструктуры. Заключение В результате проведенного исследования рассмотрены перспективы и возможности развития транспортной инфраструктуры, реализация проекта Мурманского транспортного узла и Северного морского пути. Для их эффективного использования необходима модернизация отечественных судостроительных компаний с целью постройки судов в достаточных количествах. Для реализации масштабных проектов в Арктике нужны современные ледоколы, а их катастрофически не хватает. Меры, принимаемые программами правительства РФ, явно недостаточны для того, чтобы Северный морской путь заработал круглогодично. Бизнес на данном этапе вкладывать деньги в проекты не заинтересован. Для привлечения зарубежных инвесторов и партнеров в качестве субъектов регулярного использования и развития указанной транспортной артерии нужна реформа арктической политики РФ. Развитие транспорта должно стать основой социально-экономического развития Арктического региона: такой подход закономерно приведет экономику России к инновационным переменам и устойчивому экономическому росту. Реализация проекта "Мурманский транспортный узел" обеспечит возможность максимально использовать транзитный и ресурсный потенциал Мурманской области и прилегающего морского пространства. Сегодня освоение Арктического региона невозможно без применений инновационных технологий во всех отраслях, а также использования Северного морского пути. Его развитие даст толчок экономике и, как следствие, увеличение численности населения: сейчас очевидно, что Арктике нужно развивать перевалочные хабы, один из которых должен расположиться в Мурманске. Пропускные возможности железной дороги не позволяют привлекать в Мурманский порт новые крупные грузопотоки. Сам же порт Мурманск, из-за его угольной специализации, не может полноценно развивать другие направления до переноса нового угольного терминала на западный берег Кольского залива. Побывав в начале марта 2016 г. в Мурманске, Дмитрий Рогозин провел заседание президиума Госкомиссии по вопросам развития Арктики, результатом которой стала новая редакция государственной программы "Социально- экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года " . Обновленный подход позволит сформировать благоприятные условия для реализации проектов в Арктике, значительно интенсифицировать судоходство по трассам Северного морского пути, провести системную модернизацию транспортной и иной инфраструктуры, создать объекты обеспечения безопасности и связи в портах и в итоге оказать положительное влияние на социально-экономическое развитие арктических территорий России. Результат нового подхода – создание ряда опорных зон развития. Выгодное ЭГП Мурманской области, уникальность незамерзающего Кольского залива, возможность прямого выхода в Атлантический океан являются стратегически выгодными для развития транспортной инфраструктуры и логистики. Мурманский регион, который находится на стыке транснациональных маршрутов и надежно связан морским, железнодорожным, автомобильным транспортом и воздушным сообщением с промышленно-развитыми регионами РФ, можно с уверенностью назвать северными воротами России – "воротами в Арктику". Развитие Мурманского транспортного узла может сделать более комфортной и обеспеченной жизнь людей, выбравших для себя нелегкие условия Заполярья, а также создать тысячи новых рабочих мест для желающих быть лично причастными к освоению бесценных кладовых Российской Арктики. Библиографический список 1. Пилясов А. Н. Арктика России: состояние и перспективы [Электронный ресурс] // Российский Север: модернизация и развитие. URL: http://www.rosnord.ru/strategy/standpoint/65-arktika-rossii-sostoyanie-i- perspektivy. 2. Фадеев А. М. Совершенствование экономических подходов к управлению освоением морских углеводородных месторождений Арктики. Апатиты : Изд-во КНЦ РАН, 2012. 269 с. 11 Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года" [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 21 апр. 2014 г. № 366 // Рос. газ. 2014. 24 апр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz