Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.
Большаков Я. А. и др. Возможности и перспективы Мурманской области… 368 большой интерес к развитию грузоперевозок по этому маршруту, ведь это позволит сократить стоимость и продолжительность перевозок между тремя основными центрами мировой экономики – Европой, Северной Америкой и Восточной Азией. В связи с таянием льда в Арктике Северный Ледовитый океан становится доступным для промышленного рыболовства. Покорение Арктики рассматривается руководством страны как эквивалент советским программам освоения космоса, который позволит России подтвердить свой статус энергетической сверхдержавы. Исторически Арктику контролируют США, Канада и Россия, а также пять приарктических стран – Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия и Исландия, являющиеся постоянными участниками Арктического совета, который начинал свою деятельность в 1996 г. с целью защиты уникальной природы северной полярной зоны. Сегодня именно они ведут главный спор за то, кому какая часть Северного Ледовитого океана должна принадлежать 8 . Северному морскому пути уготовано интенсивное развитие в качестве важной арктической транспортной артерии не только национального, но и международного значения [3]. Морской транспорт является определяющим компонентом всей транспортной системы Арктики. Важно восстановить всю инфраструктуру Северного морского пути, в том числе в Мурманске, и оказывать судам все необходимые услуги: осуществлять перевалку грузов на суда ледового класса, обслуживать ледокольный флот, а также другие сервисные функции, в том числе наукоемкие. Так, Государственной программой социально-экономического развития Арктики до 2020 г. предусмотрены мероприятия по обеспечению водных путей и гидротехнических сооружений, поисковому и аварийно- спасательному обеспечению судоходства, навигационному и гидрографическому обеспечению судоходства на трассах Северного морского пути и развитию крупнейших морских портов, увеличению объема перевозок грузов по СМП до 63,7 млн т, а также рост уровня технической оснащенности трасс Северного морского пути до 40,5 % 9 . Отмечаем, что для обеспечения транспортно-коммуникационных возможностей предполагается широкое использование средств космического наблюдения, наземных и морских средств связи, спасения и ликвидации экологических последствий в Арктической зоне РФ, а также обеспечение опорных баз флота, включая современные порты вдоль побережья. С увеличением судоходства по трассам в акватории СМП в дополнение к традиционным европейским и североамериканским рынкам сбыта продукции, производимой в Мурманской области, перед региональными предприятиями открываются рынки Азиатско-Тихоокеанского региона (в первую очередь для переработанной рыбопродукции, фосфатных удобрений, традиционной экспортной продукции горно-промышленного комплекса). Устойчивое развитие получат судоремонтные предприятия, расположенные на Кольском полуострове. Благоприятные возможности для развития имеет круизный туризм по трассам Северного морского пути из Мурманска в различные точки Арктики (в частности, к Новой Земле или Северному полюсу). Арктический регион имеет большое геополитическое значение, что обусловлено повышенным вниманием со стороны приарктических государств в отношении эффективного освоения шельфов, внешние границы которых до сих пор четко не определены. Делаются многочисленные попытки со стороны различных государств по усилению своего политического и экономического присутствия в Арктике, а также выражается готовность к разработке новых месторождений в условиях истощения ресурсов [7, с. 147]. Эти и другие факторы предоставляют возможность создать в течение ближайшего десятилетия международный транзитный узел в Мурманской области, обслуживающий как регионы Европейской части Российской Федерации, так и европейские государства. Морские транспортные услуги могут превратиться в одну из крупнейших статей экспорта АЗРФ и Мурманской области. Развитие транспорта скажется положительно в повышении мобильности трудовых ресурсов и уровня жизни населения, оживлении промышленной и деловой активности, активизации международной торговли и использовании преимуществ обслуживания и контроля над транзитом. Россия должна выстроить такую инфраструктуру, которая будет облегчать судоходство и приносить прибыль нашей стране. Мурманская область, позиционируя себя в качестве стратегического центра АЗРФ, становится и центром международного сотрудничества в Арктическом регионе: имеет все перспективы стать базовым полигоном для развития самых современных инновационных производств и технологий управления. SWOT-анализ конкурентоспособности Мурманской области Стратегические перспективы развития Мурманской области определяются сравнительными преимуществами и выделяют ее среди остальных субъектов Федерации. В рамках стратегического анализа рассмотрены сильные и слабые стороны развития региона, которые представлены в таблице в виде SWOT-анализа (табл.). 8 DW о богатстве недр Арктики и тайнах борьбы за нее России, Канады, США [Электронный ресурс] // Биржевой лидер. URL: http://www.profi-forex.org/novosrossii/entry1008165005.html. 9 Государственная комиссия по вопросам развития Арктики [Электронный ресурс] // Правительство России. URL: http://government.ru/department/308/about.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz