Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.

Вестник МГТУ. 2016. Т. 19, № 2. С. 363–371. DOI: 10.21443/1560-9278-2016-2-363-371 367 Развитие портовой инфраструктуры региона тесно взаимосвязано с развитием железнодорожного транспорта, который занимает в области значительную долю на рынке грузовых и пассажирских перевозок, а общая протяженность железных дорог составляет 870 км. На сегодняшний день важной проблемой для экономики Кольского Заполярья является недостаточное развитие железнодорожной инфраструктуры, тормозящей рост объемов перевалки российских грузов в порту Мурманск, а также обеспечение транзитного грузопотока в рамках международных транспортных коридоров. В Мурманской области расположено два аэропорта – Мурманск и Апатиты. Международный аэропорт Мурманск расположен на пути маршрута воздушного коридора, соединяющего Северную Америку со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, и имеет стратегическое значение при осуществлении полетов в Арктику. По данным ОАО "Аэропорт Мурманск" пассажиропоток в 2015 г. составил 751 тыс. чел., что выше показателей прошлого года на 13,5 % (667 тыс.) и 2013 г. на 22 % (614 тыс.) 6 . С задачей модернизации СМП тесно связан вопрос создания эффективной системы авиационного обслуживания северных районов на базе модернизации аэропортовой сети и развития малой авиации. Основной задачей авиационного транспорта Арктики в предстоящие годы должно стать полное удовлетворение платежеспособного спроса населения на воздушные перевозки и обеспечение доступности этого вида транспорта. Также среди приоритетов выделим формирование эффективной и безопасной авиационной транспортно-логистической модели доставки персонала на удаленные объекты. По мере развития средств управления воздушным движением сфера кросс-полярных полетов, обеспечивающая существенную экономию затрат при авиационной доставке грузов между странами евроазиатского континента и Америки, может быть значительно расширена с включением пассажирских перевозок. Автомобильный транспорт играет важную роль в пассажирском сообщении между Мурманской областью и приграничными государствами. Протяженность автомобильных дорог общего пользования на территории региона составляет 2 568 километров, из них 537 километров – федеральные автодороги, 950 – муниципальных. Основная – федеральная магистральная автодорога М-18 "Кола" (Санкт-Петербург – Мурманск), пересекающая регион с юга на север. На территории Мурманской области расположены 3 пограничных перехода государственной границы: один с Норвегией и два с Финляндией. Постоянно действующие международные автомобильные пункты пропуска (МАПП) – "Лотта", "Салла" и "Борисоглебск". Расстояние от Мурманска до Москвы составляет 1 865 км, до Санкт-Петербурга – 1 335 км. Интенсивность движения автотранспорта составляет в среднем по году по автодороге "Лотта" 970 единиц, по автодороге "Салла" 689 единиц и по автодороге "Печенга" 1 600 ед. в сутки 7 . Развитие Мурманского транспортного узла будет способствовать сбалансированному развитию транспортного комплекса страны с учетом долгосрочных государственных интересов и реализации Стратегии освоения Арктики. На западном берегу Кольского залива компания НОВАТЭК намерена развернуть судостроительный проект, приобрести с этой целью в поселке Белокаменка земельный участок, на котором планируется строительство завода по производству оборудования для сжиженного газа. Российский инвестор уже зарегистрировал в Мурманском регионе дочернюю компанию и приступил к разработке проектно-сметной документации Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений. К 2017 г. компания планирует получить заключение госэкспертизы, в 2018 г. – начать строительство платформ. К 2020 г. в Мурманске должны построить три плавучих завода по сжижению природного газа мощностью 6,5 млн т каждый. Инвестору они необходимы для обеспечения реализации комплексного плана по развитию производства и транспортировке сжиженного газа на полуострове Ямал. Предпосылки и перспективы Мурманского транспортного узла Для развития Мурманского транспортного узла (МТУ) есть объективные предпосылки: свободный выход в открытый океан с относительно небольшой интенсивностью судоходства, близость к европейскому и американскому рынкам, надежные транспортные связи с промышленными регионами России. Побережье Кольского полуострова наиболее пригодно для строительства мощностей и инфраструктуры, обеспечивающих деятельность добычных комплексов шельфовых нефтегазовых месторождений Баренцева и Карского морей, а также приема, подготовки к транспортировке и отправления потребителям углеводородного сырья [6]. С развитием транспортного узла Мурманская область приобретает стратегическое значение как один из основных центров добычи и транспортировки углеводородного сырья на предприятия России, стран Европы и Северной Америки. Россия придает исключительное значение возрождению и развитию СМП, так как периодически появляются предложения о пересмотре принятого секторального деления Арктики, интернационализации арктических вод и пересмотре статуса арктических проливов. В настоящее время многие страны мира проявляют 6 Мурманский аэропорт ожидает существенный рост пассажиров в летнюю навигацию [Электронный ресурс] // Би-порт : информ. агентство. URL: http://www.b-port.com/news/item/173138.htm. 7 Транспортная система Мурманской области = Transport system of the Murmansk region / [М-во экон. развития Мурм. обл.]. Мурманск, 2013. 23 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz