Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.

Нестеренко А. Г. и др. Стратегические аспекты развития системы обеспечения… 480 определению границ полномочий должностных лиц, их прав и обязанностей. При этом возрастает эффективность спасательных работ за счет быстрого наращивания сил и средств при меньших затратах на их содержание. Второй сценарий можно считать более предпочтительным. Основной вектор развития сил и средств МЧС России, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и обеспечение комплексной безопасности в Арктической зоне Российской Федерации, будет направлен на достижение следующих целей: − создание мобильных, высокоэффективных, оснащенных современными техническим средствами, владеющими новыми спасательными технологиями аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований МЧС России; − сокращение времени реагирования подразделений на чрезвычайные ситуации; − обеспечение безопасности жизнедеятельности группировки сил МЧС России; − развитие научно обоснованных передовых технологий развития сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению комплексной безопасности в Арктической зоне Российской Федерации. Определены основные направления развития сил и средств МЧС России в Арктической зоне Российской Федерации. В рамках совершенствования нормативно-правового обеспечения строительства и развития сил и средств МЧС России в Арктической зоне Российской Федерации предполагается: − развитие нормативной правовой базы, регулирующей порядок привлечения сил и средств Минобороны России, Минтранса России, Минприроды России, Минздрава России, Пограничной службы ФСБ России, других федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области гражданской обороны, участия в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; − создание единой нормативной базы, регламентирующей деятельность профессиональных военизированных горноспасательных частей и нештатных аварийно-спасательных формирований – вспомогательных горноспасательных команд; − участие в подготовке документов стратегического планирования в области гражданской обороны, защиты населения и территорий, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; − разработка правового механизма финансового обеспечения реализации мероприятий по развитию сил и средств МЧС России; − нормативное регулирование разграничения полномочий и ответственности федеральных органов исполнительной власти с соблюдением принципа единоначалия при выполнении поисково-спасательных операций. В рамках развития международного сотрудничества с приарктическими государствами предполагается: − развитие международной договорно-правовой базы сотрудничества и оказания взаимной помощи в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; − защита национальных интересов России и реализация предусмотренных международными актами прав в Арктической зоне Российской Федерации; − объединение усилий приарктических государств в создании единой региональной системы поиска и спасения, а также предотвращения техногенных катастроф и ликвидации их последствий, включая координацию деятельности спасательных сил; − организация и проведение международных мероприятий по проблемам снижения рисков стихийных бедствий, катастроф и кризисов с привлечением специалистов чрезвычайных служб иностранных государств и профильных международных организаций, а также участие в аналогичных мероприятиях, проводимых за рубежом. На необходимость международного сотрудничества в этой сфере постоянно акцентируется внимание. Как справедливо подчеркивается специалистами, освоение Крайнего Севера потребует гармонизации и сближения законодательства приарктических государств по спасению людей. Встанет вопрос о необходимости многосторонней конвенции о предупреждении и ликвидации бедствий, аварий и катастроф в названном регионе [6]. В рамках строительства и развития АКАСЦ предполагается: − совершенствование структуры и состава аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований с учетом внедрения системы комплексной безопасности при реализации экономических и инфраструктурных проектов; − переоснащение спасательных формирований новыми, высокоэффективными и многофункциональными образцами техники и оборудования, широкое внедрение робототехнических комплексов; − внедрение новых технологий спасения и автоматизированных информационно-управляющих

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz