Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.

Вестник МГТУ. 2016. Т. 19, № 2. С. 476–484. DOI: 10.21443/1560-9278-2016-2-476-484 479 Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в различных условиях; − совершенствование подготовки сил МЧС России к ведению гражданской обороны, защите населения и территорий от ЧС, обеспечению пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управлению деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; − предупреждение и тушение пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности Российской Федерации, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия России, в закрытых административно-территориальных образованиях, населенных пунктах в Арктической зоне Российской Федерации; − развитие международного сотрудничества с приарктическими государствами в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечения комплексной безопасности в Арктической зоне Российской Федерации. В состав сил и средств, дислоцированных на арктических территориях, входят территориальные органы – органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации; подразделения федеральной противопожарной службы, Государственной противопожарной службы; подразделения Управления безопасности людей на водных объектах; аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования; военизированные горноспасательные части. По состоянию на 1 января 2016 г., в Арктической зоне создано пять арктических формирований: − Арктический спасательный учебно-научный центр "Вытегра", Вологодская обл.; − Арктический комплексный центр МЧС России, г. Архангельск; − Мурманский поисково-спасательный отряд МЧС России; − Ненецкий поисково-спасательный отряд МЧС России; − Дудинский арктический поисково-спасательный отряд МЧС России. Аварийно-спасательный центр в Надыме, открытие которого запланировано на 2016 год, станет форпостом МЧС России в Арктике. Всего в Арктике будет создано 10 Арктических аварийно- спасательных центров (АКАСЦ) способных обеспечить комплексную безопасность арктического региона. Все центры планируется оснастить судами, также они будут иметь возможность привлекать к проведению аварийно-спасательных работ авиацию МЧС России [5]. АКАСЦ предназначены обеспечить проведение поисково-спасательных работ (суша, море) и мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в зоне ответственности, и в случае необходимости – за ее пределами. Определены зоны ответственности центров, в которые входят территории соответствующих субъектов Российской Федерации, а также внутренние воды и акватории северных морей Российской Федерации (прилегающая 12-мильная зона территориальных вод). В целях повышения оперативности реагирования на чрезвычайные ситуации, а также эффективного проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ каждый АКАСЦ, в соответствии с возложенными на него задачами, должен иметь в своем составе два специализированных комплекса (аварийно-спасательный и информационно-аналитический), информационно сопряженных с соответствующими региональными центрами МЧС России и НЦУКС МЧС России, а также силами и средствами Минобороны России, Минтранса России, Минприроды России, Минздрава России, Пограничной службы ФСБ России, госкорпорации "Росатом", научными организациями РАН и другими службами. Основные направления развития сил и средств МЧС России в Арктической зоне РФ Возможными сценариями решения проблем обеспечения комплексной безопасности и развития сил и средств МЧС России в Арктической зоне могут быть: первый – количество и качество сил и средств МЧС России в Арктической зоне Российской Федерации создается из расчета необходимого для самостоятельного выполнения поисково- спасательных и неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций; второй – выполнение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций во взаимодействии с функциональными и территориальными подсистемами РСЧС на основе планов взаимодействия. Реализация первого сценария ведет к значительному увеличению затрат государственных финансовых средств, дублированию функций подразделений и затягиванию сроков выполнения работ, что неизбежно ведет к увеличению количества гибели людей и потери материальных средств. Второй сценарий требует четкого разграничения полномочий и ответственности федеральных органов исполнительной власти с соблюдением принципа единоначалия при выполнении поисково- спасательных операций; однозначного определения юрисдикции органов во времени и пространстве;

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz