Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.
Вестник МГТУ. 2016. Т. 19, № 2. С. 476–484. DOI: 10.21443/1560-9278-2016-2-476-484 477 − возрастание нагрузки на окружающую природную среду, обусловленное наличием особо неблагоприятных техногенных зон, потенциальных источников радиоактивного загрязнения и высоким уровнем накопленного экологического ущерба; в сфере науки и технологий : − отсутствие единой технической политики по созданию перспективных образцов технических средств поиска и спасения; − неготовность к переходу на инновационный путь развития Арктической зоны; − ярко выраженный дефицит технологических возможностей и технических средств изучения, освоения и использования Арктической зоны. Основными природными источниками чрезвычайных ситуаций являются: деградация вечной мерзлоты; подвижка льдов; обвалы, оползни; снежные лавины; наводнения; снежные бури, штормы; сильные ветры (ураганы). Ежегодно почти во всех частях Арктического региона существует опасность ландшафтных пожаров, возросшая в последние десятилетия вследствие участившихся аварий на нефтепроводах, газопроводах и на предприятиях по добыче, переработке и хранению газа, нефти и нефтепродуктов. Большой ущерб населению и экономике Арктической зоны Российской Федерации наносят весенне-летние половодья, сопровождаемые ледовыми заторами на реках Арктического региона. Серьезную потенциальную угрозу для природных систем и безопасности людей в Арктике представляет глобальное потепление, которое в полярных районах проявляется почти в 10 раз сильнее, чем в среднем на планете. В среднем на территории Арктической зоны Российской Федерации отмечается устойчивый рост количества чрезвычайных ситуаций техногенного характера, среди которых в разные годы доминировали: транспортные аварии, взрывы и пожары технологического оборудования, обрушения и пожары жилых и административных зданий, аварии с выбросом токсичных веществ, аварии на коммунальных сетях и системах жизнеобеспечения, аварии на трубопроводах. В Арктике ежегодно происходит около 100 чрезвычайных ситуаций [2]. Одним из ключевых факторов устойчивого развития регионов, находящихся в Арктической зоне Российской Федерации, является обеспечение безопасности населения и защищенности критически важных объектов экономики от угроз техногенного и природного характера. В этих условиях одной из приоритетных и обязательных задач МЧС России в Арктическом регионе является обеспечение безопасности, гарантированное спасение и сохранение жизни человека при нахождении в Арктике. Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года в целях совершенствования системы государственного управления социально-экономическим развитием Арктической зоны Российской Федерации предусматривается создание системы комплексной безопасности для защиты населения территорий и критически важных объектов Арктической зоны Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе при разработке и реализации проектов в области изучения и освоения арктического континентального шельфа и прибрежной зоны, иных крупных инфраструктурных проектов в Арктической зоне Российской Федерации. В рамках реализации системы комплексной безопасности разработан проект Концепции развития сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности в Арктической зоне Российской Федерации на период до 2020 г. Необходимость разработки Концепции обусловлена: − несовершенством нормативной правовой базы по регулированию вопросов развития, реализации и внедрения сил и средств МЧС России; − необходимостью переноса основных приоритетов в области защиты населения и территорий с оперативного реагирования на предупреждение чрезвычайных ситуаций на региональном и муниципальном уровнях; − недостаточной эффективностью взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; − необходимостью внедрения современных технологий и технических средств информирования и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях; − необходимостью внедрения системы управления рисками чрезвычайных ситуаций; − необходимостью ресурсного обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; − необходимостью организации эффективного взаимодействия с силами и средствами Минобороны России, Минтранса России, Минприроды России, Минздрава России, Пограничной службы ФСБ России, органами и силами других федеральных органов исполнительной власти по вопросам обеспечения безопасности личного состава, техники и имущества сил МЧС России в пунктах
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz