Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.

Немченко С. Б. и др. Арктическая зона Российской Федерации… 474 Заключение В целом работу по законотворчеству советского периода в области регулирования Арктической зоны Российской Федерации можно признать достаточно эффективной. Нормы достаточно полные, согласованные, своевременные и стабильные. Вместе с тем имеются некоторые недостатки. Основным из них является отсутствие какого-либо программного документа, стратегии развития Арктической зоны. Данный недостаток был восполнен лишь в 2014 г. с принятием Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Существенным недостатком также является отсутствие нормативно-правовых актов, связанных с вопросами (особенностями) проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, тушения пожаров, ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера и их последствий, а также нормативно- правовых актов, определяющих принципы и элементы системы обеспечения комплексной безопасности Арктического региона, в том числе с учетом необходимости выработки как национального, так и международного механизма реализации этих правоотношений (косвенное отношение к данному вопросу имеет постановление Совмина СССР в части принятия мер к предотвращению и ликвидации последствий загрязнения морской среды и северного побережья СССР). Единственным нормативно- правовым актом советского периода по данному вопросу можно считать приказ Минморфлота СССР по образованию государственной специализированной службы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море. Отметим также недостаточно разработанную законодателем советского периода юридическую терминологию. Учитывая, что деятельность по добыче полезных ископаемых в Арктическом регионе будет развиваться, следует ожидать значительного увеличения количества потенциально опасных объектов, роста масштабов антропогенного воздействия на природу и население северных районов и, как следствие, – повышения природных и техногенных рисков для региона [5]. В связи с этим недостаточное нормативно-правовое регулирование этой сферы общественных правоотношений недопустимо. Кроме того, ждет своего совершенствования система государственного управления Северным морским путем как главной судоходной магистралью на Российском Севере. Актуальна проблема международно-правового регулирования промышленной разработки ресурсов арктического шельфа [6]. Эти пробелы в законодательстве не устранены до настоящего времени. При осуществлении поиска новых организационно-правовых форм деятельности необходимо в полной мере учитывать опыт исторического прошлого, тем более что научная методология требует изучения любого явления с момента его возникновения и с учетом дальнейшего развития [7]. Изучение законодательства советского периода способствует восстановлению и сохранению исторической преемственности правовой политики и позволяет делать научные прогнозы о тенденциях эффективного правового регулирования Арктической зоны Российской Федерации. Библиографический список 1. Власенко В. Н. Перспективы становления и развития "арктического" права // Правовая политика в сфере обеспечения безопасности в Арктике: материалы круглого стола. Мурманск, 26.11.2014 г. / под общ. ред. Э. Н. Чижикова, А. В. Малько, С. Б. Немченко; сост. А. А. Смирнова, Н. И. Уткин. СПб. : С.-Петерб. ун-ет ГПС МЧС России, 2015. 2. Одинокова Е. Ю. О проблеме модернизации "арктического" права // Правовая политика в сфере обеспечения безопасности в Арктике: материалы круглого стола. Мурманск, 26.11.2014 г. / под общ. ред. Э. Н. Чижикова, А. В. Малько, С. Б. Немченко; сост. А. А. Смирнова, Н. И. Уткин. СПб. : С.-Петерб. ун-ет ГПС МЧС России, 2015. 3. Баев С. М. Правовой режим арктических территорий Российской Федерации. Всероссийская научная конференция (с международным участием) "Управленческие аспекты развития северных территорий России" (20–23 октября 2015 г., г. Сыктывкар) – секция 6 "Вопросы совершенствования законодательства для устойчивого развития российского севера и Арктики". 4. Лукин В. Н., Кожухов Ю. В., Мусиенко Т. В. Таможенные учреждения Севера СССР в годы Великой Отечественной войны // Великая Отечественная война и проблемы советского общества, образования и науки : мат. Междунар. науч. конф. / отв. ред. А. С. Скаридов. СПб., 2015. 5. Зокоев В. А., Иванов К. М. О некоторых особенностях взаимодействия норм международного права и российских национальных норм при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне // Правовая политика и правовая жизнь. 2015. № 4 (61). C. 95–99.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz