Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.

Большаков Я. А. и др. Возможности и перспективы Мурманской области… 366 выход в океан и расположен на "перекрестке" транспортных коридоров: "Юг – Север" и "Восток – Запад" и обрабатывает до 600 судов и 250 тыс. вагонов ежегодно (см. рис.) 3 . Мурманский морской торговый порт – это огромный транспортный узел, связавший воедино автомобильный, железнодорожный и морской пути сообщения. Он занимает лидирующее место среди портов северо-западной части России по объему перерабатываемых сухих грузов ПАО, а основной номенклатурой грузов являются уголь, щебень, марганцевая руда, окатыши, генеральные грузы, в том числе арктического направления 4 . Мурманский транспортный узел многократно увеличит преимущества единственного на севере России незамерзающего порта в соответствии с разработанной Стратегией развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года. "Удовлетворение потребностей российской экономики, внешней торговли и населения в перевалке грузов и обеспечении безопасности мореплавания в морских портах и на подходах к ним путем формирования инновационной инфраструктуры морских портов, интеграции их в транспортные узлы при стимулирующей роли государства по их комплексному развитию", – так звучит основная цель разработки документа 5 . Рис. Структура грузооборота Мурманского морского торгового порта, 2015 год Напрямую с торговым портом связан Мурманский рыбный порт: имея огромное значение в структуре развития советской экономики, на современном этапе функционирования он заметно снизил свою долю в ВРП региона. Проиллюстрируем снижение его грузооборота следующими цифрами: за три минувших месяца было доставлено 67 тыс. т грузов, из них рыбопродукции – 40,8 тыс. т (за аналогичный период 2015 г. – 95 тыс. и 57,2 тыс. т соответственно). Падение обусловливается началом действия временного запрета на промысел мойвы, который влиял на рост перевалки в феврале – марте. Второй причиной спада стала девальвация рубля, сделавшая привлекательной зарубежные рынки: вот почему российские суда, ведущие промысел, не спешат везти улов в Мурманск. Модернизация морского порта Мурманск в перспективе превратит его в крупный транспортно- логистический узел для магистральных и международных перевозок, что особенно важно при разработке шельфа арктических морей. Для реализации этих целей нужно обеспечить круглогодичную навигацию, построить контейнеровозы ледового класса, обновить ледокольный флот: планируется спуск на воду атомных ледоколов "Арктика" проекта 22220 (2016 г.) и "Урал" (2019 г.). Согласно проектной документации, российские атомоходы смогут перевозить до 100 тыс. т грузов, разбивать ледяные глыбы толщиной до 3 м, прокладывать морские пути для нефтяных танкеров, транспортирующих сырье с месторождений Гыданского и Ямальского полуостровов. Объединение ресурсного потенциала Арктики и транспортных возможностей Северного морского пути, способного при устранении инфраструктурных ограничений освоить грузопоток до 150 млн т в год (около 5 % мирового грузопотока), позволит сформировать конкурентоспособную региональную систему морского хозяйства, которая явится основой обеспечения национальной безопасности в Арктике [5]. 3 Мурманский морской торговый порт достиг рекордного объема перевалки угля [Электронный ресурс] // EnergyLand.info: интернет-портал сообщества ТЭК. URL: http://www.energyland.info/analitic-show-104838. 4 Доклад министра транспорта РФ М. Соколова на совещании по развитию транспортного комплекса Сибирского федерального округа 31 августа 2012 г. в Новосибирске [Электронный ресурс] // Министерство транспорта Российской Федерации. URL: http://www.mintrans.ru/news/detail.php?ELEMENT_ID=18724. 5 Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosmorport.ru/media/File/State-Private_Partnership/strategy_2030.pdf. 4 % 1 % 96 % Каботаж Импорт Экспорт 66 % 1 % 14 % 8 % 6 % 5 % Уголь Марганцевая руда ЖРК АПК Минеральные удобрения Прочие грузы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz