Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.

Вестник МГТУ. 2016. Т. 19, № 2. С. 466–475. DOI: 10.21443/1560-9278-2016-2-466-475 471 Так, Приказ Министерства гражданской авиации (далее – МГА) СССР от 29.05.1978 г. № 100 и Приказ МГА СССР от 08.04.1985 г. № 77 имеют одинаковое название – "Об утверждении и введении в действие Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР" – и практически не имеют различий в правовых нормах, касающихся вопросов регулирования полетов над Арктикой. Данные приказы, принимая во внимание особые климатические условия Арктической зоны, установили ряд требований к полетам над этой территорией, в том числе 25 : − аэронавигационный запас топлива для воздушных судов, выполняющих полеты вглубь центрального бассейна Арктики, должен быть не менее чем на 2 ч полета (для сравнения – при совершении полетов в любые другие районы запас топлива должен составлять не менее чем на 1 ч полета для самолетов, 30 мин полета – для вертолетов); − воздушные суда, предназначенные для работы в Арктике, должны иметь специальную окраску и снабжаться специальным снаряжением, обеспечивающим возможность производить работы при автономном базировании; − к выполнению полетов в Арктике и Антарктиде допускаются специально подготовленные экипажи, закончившие курс обучения и ввода в строй по программам МГА. Личный состав подбирается с расчетом включения части летного и наземного состава, ранее выполнявшего аналогичные работы; − для обеспечения полетов вглубь полярных районов на воздушном судне должны находиться: неприкосновенный запас продуктов питания и воды; спасательное и бытовое снаряжение, рассчитанное на всех людей, находящихся на борту; лыжи и оружие для членов экипажа; − установлены дополнительные необходимые мероприятия, осуществляемые экипажем перед полетом, как например обязанность проконсультироваться по вопросам самолетовождения с другими экипажами, имеющими опыт полетов в данном районе (ст. 8.12.12.9 НПП ГА-78); − при работах на дрейфующих, припайных и шельфовых льдах в Арктике и на материке Антарктиды полеты воздушных судов производятся только в паре; − при выполнении полетов в высокие широты Арктики командир воздушного судна, независимо от запроса диспетчера, обязан каждые 30 мин сообщать свои координаты. В целом приказы достаточно подробно регламентируют вопросы осуществления полетов над арктическим пространством, направлены на обеспечение максимальной безопасности членов экипажей воздушных судов, выполняющих такие полеты. Аналогичным вопросам посвящено также Наставление по штурманской службе в гражданской авиации СССР (НШС ГА-86), утвержденное МГА СССР 10.07.1985 г. Этот документ следует отметить в первую очередь потому, что в нем содержится определение Арктики. Согласно абз. 3 гл. 1, Арктика – северная полярная область земли, ограниченная с юга Северным полярным кругом, проходящим по 66°33' с.ш. 26 Кроме того, в Наставлении целый раздел посвящен проблемам самолетовождения в полярных районах, установлены основные характеристики аэронавигационных условий таких полетов, имеется закрытый перечень обязанностей экипажа в целях надежного и безопасного самолетовождения. Следует отметить также Наставление по организации штурманской службы на морских судах флота рыбной промышленности СССР 27 , регламентирующее деятельность командного состава по осуществлению безопасного судовождения и организацию штурманской службы. В указанном нормативно- правовом акте установлены особенности плавания судна во льдах, в том числе обозначена специфика самостоятельного плавания во льдах, а также плавания под проводкой ледокола, самолета, вертолета, а также характеристика ведения промысла во льдах. Уточняя нормы, содержащиеся в вышеуказанных документах, пункт 2.5.5. Приказа Минморфлота СССР от 27.05.1991 г. № 40 "О мерах по обеспечению безопасности мореплавания" содержит требование исключить направление судов, не соответствующих по своему техническому состоянию реальным ледовым условиям при планировании грузоперевозок в Арктику и замерзающие неарктические порты 28 . 25 Об утверждении и введении в действие Наставления по производству полетов в гражданской авиации : Приказ Мин. гражданской авиации СССР от 29.05.1978 № 100 // М. : Воздушный транспорт. 1978 ; Об утверждении и введении в действие Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР : Приказ Мин. гражданской авиации СССР от 08.04.1985 № 77 // М. : Воздушный транспорт. 1978. 26 Наставление по штурманской службе в гражданской авиации СССР, утв. Мин. гражданской авиации СССР 10.07.1985. URL: http://base.consultant.ru/cons. 27 Наставление по организации штурманской службы на морских судах флота рыбной промышленности СССР, утв. Приказом Минрыбхоза СССР от 11.07.1986 № 380 // Л. : Транспорт. 1987. 28 О мерах по обеспечению безопасности мореплавания : Приказ Минморфлота СССР от 27.05.1991 № 40. URL: http://base.consultant.ru/cons.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz