Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.
Вестник МГТУ. 2016. Т. 19, № 2. С. 363–371. DOI: 10.21443/1560-9278-2016-2-363-371 365 Правительства РФ от 17.10.2009 г. № 1535-р установлены границы морского порта Мурманск, а в сентябре 2014 г. было объявлено о начале строительства объектов федеральной собственности проекта "КРМТУ". Мурманский транспортный узел является фактором развития не только Северного морского пути, но и усиления арктического вектора российской внешней политики, а также разработки месторождений углеводородного сырья на шельфе Арктики. Приоритетным направлением развития экономики области с учетом ее географического положения становится сервисное обеспечение арктических шельфовых проектов. По оценкам специалистов, к 2050 г. арктический шельф будет обеспечивать от 20 до 30 % всей российской нефтедобычи. Добыча первой арктической нефти ожидается уже в 2018 г. В настоящее время компания "Роснефть" реализует масштабные шельфовые нефтегазовые проекты в Арктике, имеющие важнейшее социально-экономическое и стратегическое значение для Российской Федерации. Согласно принятой правительством РФ Стратегии развития транспортной системы до 2030 г., грузооборот Мурманского транспортного узла составит около 70 млн т 2 . В результате реализации проекта "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла" будет создан круглогодичный глубоководный морской хаб − центр по переработке контейнерных, нефтеналивных грузов, перевалке угля и минеральных удобрений, интегрированный в международный транспортный коридор "Север – Юг". Предусматривается развитие транспортной инфраструктуры на западном берегу Кольского залива, в том числе строительство угольного и нефтяного терминалов (разрабатываются по отдельным проектам инвесторами), железнодорожной инфраструктуры, включая строительство железнодорожной ветки Выходной – Лавна. Ряд компаний сегодня реализуют проекты по созданию береговых баз обеспечения разведки и добычи нефти и газа в Баренцевом, Печерском и Карском морях на базе Мурманского морского порта. Так, компания "Роснефть" уже приступила к реализации государственной программы освоения ресурсов углеводородов на континентальном шельфе Российской Арктики. Для реализации проекта по строительству морских поисковых скважин в акватории Карского моря в качестве береговой базы обеспечения буровых и геологоразведочных работ в Карском море используются технологические причалы морского порта Мурманск, расположенные в районе устья реки Лавна. Реализация проекта осуществляется по объектам федеральной собственности в 3 этапа: – I этап – 2014–2018 гг. – строительство железной дороги станция Выходной – мостовой переход через р. Тулома – станция Мурмаши-2 – станция Лавна; – II этап – 2015–2018 гг. – дноуглубление акватории и водных подходов для угольного терминала; база обслуживающего флота с необходимой береговой инфраструктурой; – III этап – (срок реализации не определен) дноуглубление акватории и водных подходов для нефтеналивного терминала. Строительство первой очереди Мурманского транспортного узла (МТУ) закончится в 2018 г. Несмотря на возникшие финансовые проблемы (их помог решить Газпромбанк, закрывший кассовый разрыв в финансировании) и экономический кризис в стране, у правительства России нет в планах прекращения строительства МТУ. Проект комплексного развития Мурманского транспортного узла в целом идет по графику: несмотря на сокращение бюджетного финансирования многих направлений, Минтранс РФ намерен реализовать федеральную часть проекта развития МТУ в полном объеме (со смещением на 2–3 года). На проект предусмотрен общий объем финансирования – 145,95 млрд руб. (федеральный бюджет – 55,63 млрд руб.; собственные и заемные средства организаций – 89,32 млрд руб.) [2]. О гарантиях развития Мурманского транспортного узла и его огромной стратегической важности 3 декабря 2015 г. в Кремле во время послания Федеральному собранию упоминал Президент России В. В. Путин. Портовая особая экономическая зона, созданная в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.10.2010 г. № 800 – бесспорно, один из механизмов эффективной реализации проекта (в перспективе закладываются благоприятные условия для строительства новых терминалов и производственных мощностей и обеспечения транзитного грузопотока в рамках международных транспортных коридоров). Основным портом региона является морской порт Мурманск (всего в области – три), расположенный в акватории Кольского залива и являющийся базовым по обеспечению перевозок грузов в районы Крайнего Севера и дальнего зарубежья. Основное преимущество порта Мурманск – способность круглогодично принимать суда дедвейтом более 300 тыс. т. Порт располагает 17 причалами общей протяженностью около 3 тыс. м, позволяющей принимать суда с осадкой до 15,5 м и длиной более 265 м. Средняя интенсивность погрузки судов навалочным грузом – 23 тыс. т в сутки. Порт имеет открытый 2 Бюджетные трудности не мешают строительству транспортного узла в Мурманске [Электронный ресурс] // REGNUM : информ. агентство. URL: http://regnum.ru/news/polit/2093974.html.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz