Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.
Большаков Я. А. и др. Возможности и перспективы Мурманской области… 364 Мурманская область как составная часть Арктической зоны РФ Арктика – важнейший стратегический и единый физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки и Северный Ледовитый океан со всеми его островами (за исключением прибрежных островов Норвегии), и прилегающие части Тихого и Атлантического океанов. Южная граница этого региона проходит по южной границе распространения тундры (иногда Арктику ограничивают с юга Северным полярным кругом). Общая площадь Арктического региона составляет около 25–27 млн кв. км [2]. В состав сухопутных территорий Арктической зоны Российской Федерации входят территории следующих субъектов Российской Федерации и отдельных муниципальных образований: Мурманская область, Ненецкий, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа, Воркута (Республика Коми), городской округ Норильска, некоторые территории Архангельской области, включая сам город Архангельск, отдельные улусы Якутии, земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане, указанные в Постановлении Правительства РФ от 21 апреля 2014 г. № 366 о выделении Арктической зоны РФ 1 . Министерство регионального развития РФ прорабатывает вопрос о выделении Арктической зоны России в качестве самостоятельного объекта государственного статистического наблюдения: Росстат готовит предложения по актуализации Федерального плана статистических работ с учетом выделения самостоятельного раздела для формирования официальной статистической информации (раздел Общероссийского классификатора экономических регионов (ОКЭР)). Данные планируется собирать по показателям, характеризующим социально-экономическое развитие и состояние национальной безопасности Арктической зоны [1]. Не вызывает сомнения целесообразность такого шага, ведь анализ данных именно арктических регионов, в том числе Кольского Севера, даст широкую почву для составления научно обоснованных прогнозов, в частности с точки зрения транспортного обслуживания и коммуникаций. В целом, население регионов Арктической зоны в период с 2003 по 2014 гг. уменьшилось на 1,4 %, среднегодовая численность занятых в экономике увеличилась на 0,23 %, а валовой региональный продукт возрос на 23,5 % [3]. Анализируя эти показатели, видим, что, несмотря на улучшение экономического развития в Арктическом регионе, население не увеличивается, люди не хотят переезжать на Север. Многих останавливают следующие причины: – неблагоприятные природно-климатические условия, низкая устойчивость экологических систем, зависимых даже от незначительных антропогенных воздействий; – удаленность от основных центров промышленности и культуры, высокая ресурсо- и энергоемкость, зависимость жизнеобеспечения населения и экономики от поставок из других регионов страны основных товаров и услуг (топлива, продовольствия и товаров первой необходимости); – очаговый характер экономического освоения территорий, неравномерная плотность населения (очень низкая в Арктической зоне – 0,63 чел. на 1 кв. км). Несомненно, это в значительной степени относится и к реалиям исследуемой нами Мурманской области, проблемы которой связаны с низким уровнем диверсификации экономики, необходимостью модернизации портовой инфраструктуры и рыбохозяйственного комплекса, экологическими рисками и неосвоенностью уникального природного потенциала региона. Эти факторы значительно снижают возможности устойчивого развития этой уникальной северной территории [4]. Мурманская область входит в Арктическую зону РФ целиком. Почти вся ее территория расположена на Кольском полуострове (северо-запад Европейской части России, территория – 144,9 тыс. кв. км (0,85 % площади России)), с крупнейшим городом в мире за полярным кругом – Мурманском. Мурманская область омывается водами Баренцева и Белого морей (протяженность береговой линии – около 2 тыс. км). Область располагает развитой транспортной инфраструктурой, особенно в сравнении с другими арктическими регионами. Мурманский транспортный узел: структура и основные этапы реализации проекта Благоприятные возможности для развития региона создает проект "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла" (КРМТУ). Транспортный узел – пересечение транспортных коммуникаций, как правило, сочетающееся с концентрацией производства и населения [6]. В конце 2007 г. было создано ОАО "Управляющая компания "Мурманский транспортный узел" с целью консолидации усилий как государства, так и частных инвесторов, а в 2008 г. премьер-министр Владимир Путин одобрил целесообразность финансирования проекта из федерального бюджета и бюджета Мурманской области на условиях государственного частного партнерства (ГЧП). Распоряжением 1 Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года" [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 21 апр. 2014 г. № 366 // Рос. газ. 2014. 24 апр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz