Вестник МГТУ. 2016, №3.

Никитина Т. А. и др. Маркетинговые исследования востребованности продуктов… 640 УДК 664:613.2 Т. А. Никитина, О. Н. Клюкина, Н. М. Птичкина Маркетинговые исследования востребованности продуктов диетического профилактического питания в Саратовской области В условиях конкурентной борьбы и постоянно меняющейся конъюнктуры рынка очень большое внимание уделяется маркетинговым исследованиям. Результаты этих исследований в дальнейшем являются основой для формирования сметы продаж, а исходя из этого – планируемых уровней выручки и прибыли от реализации продукции. Маркетинговые исследования рынка являются обязательным условием успеха товаров, предлагаемых на рынке. Именно с их помощью фирмы могут осуществлять отслеживание изменений потребностей покупателей. Целью работы являлись маркетинговые исследования востребованности продуктов диетического профилактического питания в Саратовской области. В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи: 1) выявление наиболее распространенных заболеваний населения; 2) определение среднего возраста людей, страдающих от того или иного заболевания; 3) изучение спроса на изделия с добавкой пищевых волокон; 4) определение предпочтений респондентов по добавлению в продукты питания натуральных растительных добавок; 5) востребованность продуктов диетического профилактического назначения у населения. При проведении маркетинговых исследований упор сделан на лечебно-профилактические свойства пищевых волокон, так как опрос проводился среди людей, страдающих различными заболеваниями, для выяснения отношения данных респондентов к продуктам диетического профилактического питания. Показана динамика (2012–1014 гг.) изменения числа неинфекционных заболеваний, состояния здоровья населения в зависимости от возраста, роста численности людей с лишним весом. В результате обработки анкетных данных установлено, что у населения низкая степень информированности о необходимости применения продуктов с радиопротекторными и энтеросорбентными свойствами. Исследования показали, что продукты диетического профилактического питания востребованы, следовательно, разработка таких продуктов является целесообразной. Ключевые слова: продукты диетического профилактического питания, неинфекционные заболевания, маркетинговые исследования. Введение Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения. Сбалансированное питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, продлению жизни людей, повышению работоспособности, а также адекватной адаптации к условиям окружающей среды. На основании проведенных медико-биологических исследований и клинических испытаний учеными доказано, что одной из причин распространения так называемых "болезней цивилизации" является недостаток пищевых волокон, витаминов, макро- и микроэлементов в ежедневном рационе питания [1]. В рамках решений Всемирной организации здравоохранения и международных проектов в России сформированы и реализуются федеральные и региональные программы, направленные на профилактику заболеваний, связанных с недостаточностью питания, где особая роль отводится продуктам диетического и профилактического питания 1 [2]. Целью работы являлись маркетинговые исследования востребованности продуктов диетического профилактического питания в Саратовской области. Материалы и методы Маркетинговые исследования проводились (2012–2014 гг.) методом социологического опроса (face-to-face) на основе составленной анкеты, количество опрашиваемых составляло 150 человек на каждом объекте ежегодно: женщины и мужчины различного возраста (от 18 до 70 лет). Опрос проводился на трех объектах: – г. Вольск, Онкологический центр, Радиологическое отделение; – г. Балаково, профилакторий "Волга"; – г. Саратов, сеть аптек "Имплозия" (3 аптеки: Ленинский, Заводской и Октябрьский районы) [3; 4]. 1 Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года : утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 25 октября 2010 г. N 1873-р г. // Рос. газета. 2010. 3 нояб. ; О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения : указ Президента Рос. Федерации от 7 мая 2012 г. // Рос. газета. 2012. 9 мая ; О безопасности пищевой продукции : технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 : утв. решением Комиссии Таможенного Союза от 9 дек. 2011 г. № 880.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz