Вестник МГТУ. 2016, №1.2.

Вестник МГТУ, том 19, № 1/2, 2016 г. стр. 207–216 209 Тем не менее предлагаемый в работе прототип АИС УЛО обладает достаточным функционалом, адекватным задачам информационной поддержки управления логистикой отходов, включая функциональные возможности, обеспечивающие оптимизацию финансовых затрат на процесс транспортировки, расчет наносимого окружающей среде экологического ущерба, мониторинг перемещения мобильных объектов, формирование оптимальных маршрутов, ведение отчетности и т. д. Отличительной особенностью разработки по сравнению с рассмотренными аналогами является реализация в рамках системы процедур расчета экологического ущерба окружающей среде в результате сбора и перевозки бытовых отходов на основе общепринятых методик [12; 13] и его минимизации в соответствии с разработанными алгоритмами автоматизированного формирования адаптивных маршрутов транспортировки [14]. Функциональная структура и особенности реализации АИС УЛО Прототип АИС УЛО разработан в виде интерактивного веб-сервиса, реализующего средства визуализации и мониторинга процессов транспортировки бытовых отходов, процедуры расчета и автоматизированного формирования маршрутов транспортировки с учетом дорожной обстановки в городе, расположения пунктов сбора и технических характеристик мусоровозов. Система оперируют набором исходных параметров: 1. Координаты месторасположения пунктов сбора бытовых отходов. 2. Количество пунктов сбора бытовых отходов. 3. Количество контейнеров на каждом пункте сбора бытовых отходов. 4. Объем одного контейнера для сбора бытовых отходов. 5. Количество пунктов приема/отгрузки бытовых отходов. 6. Координаты месторасположения пунктов приема/отгрузки бытовых отходов. 7. Координаты месторасположения пунктов содержания мусоровозов, выходящих на маршрут. 8. Количество транспортных средств (мусоровозов). 9. Тип транспортного средства (мусоровоза). 10. Объем кузова одного транспортного средства (мусоровоза). 11. Примерный расход топлива одним транспортным средством. Перечисленные данные хранятся в базе данных системы. Кроме того, АИС УЛО использует в своей работе карты городов, загружаемые с сервиса Яндекс.Карты, а также схемы расположения пунктов сбора и приема бытовых отходов, действующие маршруты транспортировки, количество используемых транспортных средств (мусоровозов и погрузчиков) и их технические характеристики. Последние предоставляются органами государственного муниципального управления и предприятиями, занимающимися сбором и транспортировкой бытовых отходов. Интерактивные карты городских систем с отображенными на них точками сбора бытовых отходов и транспортных средств, а также процедуры автоматизированного формирования маршрутов транспортировки, процедуры расчета финансовых затрат на процессы сбора и транспортировки и экологического ущерба окружающей среде, наносимого в результате транспортировки, составляют технологическую основу (ядро) системы. Основными функциональными возможностями разработанного прототипа АИС УЛО являются: 1) ввод, редактирование и визуализация информации (емкость одного транспортного средства, емкость одного бака для сбора бытовых отходов и др.); 2) редактирование таблиц в базе данных, необходимых для формирования оптимальных маршрутов; 3) автоматизированное формирование оптимальных маршрутов для осуществления процессов сбора и транспортировки бытовых отходов на территории городского хозяйства с учетом дорожной обстановки; 4) мониторинг и диспетчерское управление подвижными объектами (мусоровозами), участвующими в процессе сбора и транспортировки бытовых отходов, в реальном масштабе времени; 5) расчет финансовых и временных затрат на сбор, транспортировку отходов с учетом амортизации транспортных средств и топливных расходов; 6) расчет экологического ущерба окружающей среде (содержания CO, NO, CH в выхлопных газах при сжигании топлива); 7) планирование рабочего расписания; 8) ведение статистики по произведенным затратам на процессы сбора и транспортировки отходов, выброса вредных веществ при сжигании топлива. Для решения задачи формирования маршрутов использован алгоритм Дейкстры [15]. Данный алгоритм оптимизирован для формирования маршрутов в несколько потоков (многопоточный алгоритм). Модифицированный алгоритм Дейкстры и процедуры автоматизированного формирования адаптивных маршрутов транспортировки описаны в [14].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz