Вестник МГТУ. 2015, №4.

Вестник МГТУ, том 18, № 4, 2015 г. стр. 577–588 579 успехе и карьерном росте граждан, помогает людям оставаться занятым во время экономического спада (коэффициенты безработицы находятся в обратной зависимости от уровня образования). У обладателей высшего образования меньше шансов оказаться за чертой бедности. Несмотря на то что Россия по-прежнему занимает первое место в мире по охвату взрослого населения (от 25 до 64 лет) профессиональным (третичным 2 ) образованием – 53 % (32 % – по странам ОЭСР 3 [3]), мы остаемся страной с относительно небольшой долей населения с высшим образованием и пока уступаем по этому показателю странам-лидерам (табл. 1). Таблица 1 Охват населения профессиональным образованием и величина ВВП на душу населения (2012 г.) Страна Доля лиц с высшим образованием (ВО), в % к итогу Доля лиц со средним профобразованием (СПО), в % к итогу Все уровни профобразования (ВО+СПО+НПО), в % к итогу Отношение доли лиц с ВО к доле лиц с профессиональным (третичным) образованием всех уровней (возрастная группа 25–64), в % ВВП на душу населения по ППС, долл. США Канада 51 15,7 66,7 76,5 41 069 Израиль 46 24,6 70,6 65,2 30 168 Япония 45 36,8 81,8 55 34 262 США 42 12,6 54,6 76,9 49 782 Новая Зеландия 41 14,3 55,3 74,1 31 172 Южная Корея 40 15,6 55,6 71,9 29 035 Великобритания 38 16,3 54,3 70 35 091 Финляндия 38 35,9 73,9 51,4 38 611 Австралия 38 14,9 52,9 71,9 42 000 Ирландия 37 7,1 44,1 83,9 42 942 Россия (2012 г.) 4 30,4* 45,7** 76,1 39,9 14 680 Мурманская область (2012 г.) 28,1* 49,9** 78,0 36,0 15 950 Россия (2014 г.) 5 32,2* 44,8** 77,0 41,8 23 190 6 Мурманская область (2014 г.) 29,8* 49,5** 79,3 37,6 25 196 * Россия, Мурманская область (вместе с незаконченным высшим образованием). ** Россия, Мурманская область (СПО+НПО). Если рассматривать влияние состава занятого населения по уровню образования на показатели социально-экономического развития регионов России, то здесь ситуация аналогична мировым тенденциям. Те субъекты федерации, где существует хорошо развитая система профессионального образования, являются более экономически успешными, более инвестиционно привлекательными и показывают лучшую динамику развития, особенно в наукоемких отраслях. В табл. 2 представлены сводные данные статистических расчетов по субъектам федерации, характеризующие взаимосвязь между динамикой роста доли охвата населения профессиональным образованием (по уровням) и динамикой роста ряда экономических показателей (ВРП на душу населения, собственные доходы бюджета на душу населения). 2 К третичному образованию в России, согласно Международной стандартной классификации образования (МСКО), относится среднее профессиональное и высшее образование. 3 Ежегодный доклад "Обзор образование: индикаторы ОЭСР" [Электронный ресурс] // ОЭCD. URL: http://oecdru.org/zip/Russian-Federation-EAG2014-Country-Note-russian.pdf. 4 По данным Всероссийской переписи населения 2010 г. 5 По данным Росстата. 6 По данным Всемирного банка.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz