Вестник МГТУ. 2015, №4.

Агарков С. А. Образовательный потенциал в концепции… 578 Курс на инновационную модернизацию арктической экономики основан на наращивании и использовании научных знаний, требуемых для решения экономических, оборонных, социальных задач и развитие на этой основе ее производственного потенциала. Следовательно, обеспечение интеллектуального присутствия является необходимым условием реализации геополитических приоритетов России в Арктике. В этих условиях на передний план выходят задачи подготовки высококвалифицированных кадров, отвечающих требованиям современной экономики, особенно в стратегически значимых для развития АЗРФ областях. При этом именно в сфере инженерного образования находится ключ к обеспечению нового качества экономического роста, основанного на знаниях, инновациях и уникальном человеческом капитале. Критически важно уже сегодня начинать готовить специалистов, которые потребуются отраслям промышленности арктического макрорегиона в среднесрочной перспективе (через 5–10 лет) в рамках нового технологического уклада. При этом серьезной проблемой для арктических регионов является рост дефицита трудовых ресурсов, ухудшения демографических показателей. Наблюдается явное отставание образовательной системы от потребностей рыночной экономики. Региональная система профессионального образования осуществляет подготовку кадров по невостребованным специальностям. Поэтому актуальной задачей является разработка концепции системных изменений в профессиональном образовании арктических регионов, отвечающих потребностям инновационной модели развития арктической экономики. В основу этой концепции должны быть положены новые организационные, технологические и методические модели, отвечающие потребностям современной экономики и развивающегося общества, обеспечения конкурентоспособности системы регионального образования в национальном и международном образовательном пространстве, подготовки кадров с учетом особенностей региона и отраслевой специфики региональной экономики. В этих условиях, учитывая высокий научно-образовательный потенциал и наиболее развитую во всей АЗРФ сеть образовательных учреждений, возрастает значение Мурманской области в решении государственной задачи кадрового обеспечения экономики арктического макрорегиона . Поэтому с позиций эффективной организации социально-экономического развития Мурманской области важно понимать, в какой модели должна развиваться региональная система профессионального образования, чтобы: − во-первых, быть эффективной и конкурентоспособной в национальном и международном образовательном пространстве; − во-вторых, стать привлекательной для обучающихся, с точки зрения качества и доступности образования в первую очередь для населения Мурманской области, адаптированного к проживанию в условиях Крайнего Севера; − в-третьих, отвечать задачам стратегического развития Мурманской области и арктического макрорегиона (АЗРФ), с точки зрения актуальных потребностей (текущих и перспективных) современной экономики и рынка труда. Решение данной проблемы является общей задачей государства, бизнеса, образования и науки, которая требует глубокого проблемно ориентированного анализа и рассмотрения вопросов профессионального образования во взаимосвязи задач социально-экономического развития региона для выработки согласованных эффективных решений, направленных на повышение результативности функционирования региональной системы профессионального образования в соответствии с целями и задачами стратегического развития Мурманской области и АЗРФ [5], [6]. Роль образовательного потенциала в устойчивом развитии регионов В современной парадигме устойчивого социально-экономического развития образование и наука являются важнейшими факторами, определяющими формирование экономики знаний и переход к инновационной модели развития 1 [2]. Как показывает мировая практика, экономически наиболее успешными являются именно те страны и регионы, где высока доля занятых с высшим образованием. При этом все наиболее прогрессивные государства прошли через серьезное реформирование профессионального образования и добились высокого уровня охвата населения качественным профессиональным образованием. Более высокий уровень образования населения не только положительно влияет на показатели экономического и социального развития государств (регионов), но и выгодно сказывается на личностном 1 В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Правительством Российской Федерации ставятся задачи перехода к инновационной социально ориентированной модели развития.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz