Вестник МГТУ. 2015, №4.

Данилов Ю. А., Ермаков С. В. Математическое обоснование параметров… 618 или тек τ sin ψexp . v b l l   = −    (23) Формулы (22) и (23) позволяют определить отклонение трала от оси каньона в любой после поворота момент времени и спрогнозировать момент, когда отклонение достигнет определенной величины. Все рассуждения, приведенные для обоснования запаса ширины каньона на траекторию движения трала, основаны в числе прочего и на допущении, что при движении трала по трактрисе его база в любой момент времени перпендикулярна касательной к этой кривой, а все точки трала движутся по трактрисе. Вместе с тем траловые доски в общем случае идут с различными скоростями, при этом различие скоростей на повороте пропорционально различию их радиусов поворота. Если в первом приближении радиус поворота судна с тралом больше длины тралового комплекса (суммарной длины судна, ваеров, кабелей и трала), т. е. выполняется условие исключения заверта трала, различие скоростей траловых досок может составлять порядка 10 %. В результате внешняя доска обладает большей распорной силой и бóльшим сопротивлением, чем внутренняя. Внешняя доска ускоряет выход трала на линию пути судна. Различие в гидродинамических силах досок приводит к крену и перекосу трала. Кроме того, исследование движения трала по трактрисе относится к периоду эксплуатации донных тралов, для которых траловые доски находятся всегда на одной глубине, гидродинамические характеристики досок С У не превышают 1,3, настройка траловых досок на угол атаки, близкий к максимуму, может приводить к тому, что доски работают примерно на одинаковых углах атаки. Однако гидродинамические С У траловых досок разноглубинных тралов в два-три раза больше, чем донных, и различие в гидродинамических силах может оказаться очень большим, особенно если трал движется не по линии течения воды в каньоне. Погрешность, возникающая при использовании для исследования характера движения трала в процессе маневрирования судна трактрисы, в любом случае не уменьшает вероятность безопасного прохождения трала изгиба каньона. Заключение Предложенные в статье расчеты параметров безопасного пелагического траления в каньоне позволяют судоводителю спрогнозировать и спланировать допустимую глубину погружения трала, оценить безопасность траления на ближайший будущий период, в том числе и при маневрировании судна в каньоне из-за изменения его направления. Эти параметры могут быть использованы при построении системы поддержки принятия решения судоводителем рыболовного судна, а также в процессе создания дополнительного промыслового программного обеспечения для электронных картографических навигационно-информационных систем (ЭКНИС). Библиографический список 1. Фартушная А. Океан смерти. Время есть рыбу прошло, наступает время ее разводить [Электронный ресурс] // Вокруг света. 2006. 11 дек. URL: http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/theory/188/. 2. Курос Д. Обеспокоенность состоянием морских рыбных ресурсов [Электронный ресурс] // Новости ФАО. 2007. 5 марта. URL: http://www.fao.org/newsroom/ru /news/2007/1000505/index.html. 3. Кондратьев В. П. Моделирование орудий промышленного рыболовства методом механической аналогии. М. : Пищевая промышленность, 1973. 152 с. 4. Данилов Ю. А. Промысловое судовождение : учеб. пособие. М. : Моркнига, 2011. 464 с. 5. Выгодский М. Я. Справочник по высшей математике. М. : Наука, 1977. 822 с. 6. Мусхелишвили Н. И. Курс аналитической геометрии. М. : МГУ, 1967. 655 с. References 1. Fartushnaya A. Okean smerti. Vremya est rybu proshlo, nastupaet vremya ee razvodit [Ocean death. Time to eat fish passed, it's time to breed her] [Elektronnyiy resurs] // Vokrug sveta. 2006. 11 dek. URL: http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/theory/188/. 2. Kuros D. Obespokoennost sostoyaniem morskih rybnyh resursov [Concerns on state of marine fishery resources] [Elektronnyi resurs] // Novosti FAO. 2007. 5 marta. URL: http://www.fao.org/newsroom/ru /news/2007/1000505/index.html. 3. Kondratev V. P. Modelirovanie orudiy promyshlennogo rybolovstva metodom mehanicheskoy analogii [Modeling tools of industrial fishing by mechanical analogy]. M. : Pischevaya promyishlennost, 1973. 152 p. 4. Danilov Yu. A. Promyslovoe sudovozhdenie : ucheb. posobie. M. : Morkniga, 2011. 464 p. 5. Vygodsky M. Ya. Spravochnik po vysshey matematike [Handbook of higher mathematics]. M. : Nauka, 1977. 822 p. 6. Mushelishvili N. I. Kurs analiticheskoy geometrii [Course of analytical geometry]. M. : MGU, 1967. 655 p.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz