Вестник МГТУ. 2015, №4.

Вестник МГТУ, том 18, № 4, 2015 г. стр. 610–619 617 на эту величину необходимо уменьшить допустимое отклонение судна от линии пути. Очевидно, что при этом условие безопасного траления при повороте судна в каньоне будет определяться неравенством min b ∆ − ∆ > . (18) Графически формула (17) представлена на рис. 8 несколькими кривыми, соответствующими различным значениям l . Рис. 8. Максимальное отклонение трала от оси каньона при маневрировании Так, если горизонтальное расстояние от судна до трала (до середины его базы) равно 550 м, то при изменении курса судна на 17 ° трал при движении по трактрисе сместится от оси каньона максимум на 62,4 м. Однако если в формулу (4) для минимальной ширины каньона ввести запас, определяемый выражением (17), то при следовании судна и трала по оси каньона со стороны поворота фактический запас будет равен только половине максимального отклонения b . Следовательно, минимальную ширину каньона необходимо увеличить на значение, которое будет определяться формулой пов 2 2 sin 22,8 sin ψ 0, 776 sin ψ. B b l l ∆ = = ° ≈ (19) Для определения величины отклонения трала от оси каньона воспользуемся еще одной формулой из курса математики, а именно формулой, которая дает возможность определить длину дуги трактрисы от точки (0; a ): ln sin . s a t = − (20) Выразив из формулы (9) sin t , подставив это выражение в формулу (20) и перейдя от y к b тек и от а к t , получим тек ln . sin ψ b s l l = − (21) Левая сторона формулы (21) есть не что иное, как путь, пройденный судном с момента поворота до момента, когда отклонение трала составит b тек , следовательно, тек τ ln , sin ψ b v l l = − откуда тек τ ln sin ψ b l v l = − (22) 0 50 100 150 200 250 300 0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 Угол изменения курса, градусы Максимальное отклонение трала от оси каньона, м 1000 м 800 м 600 м 400 м 200 м Горизонтальное расстояние от судна до середины базы трала

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz