Вестник МГТУ. 2015, №4.

Данилов Ю. А., Ермаков С. В. Математическое обоснование параметров… 612 Очевидно, что в целях безопасного промысла трал необходимо удерживать на оси симметрии каньона, а точнее, его горизонтального сечения на глубине Н . Возможное отклонение трала от линии пути судна при движении трала по линии течения определится относительной разностью длины ваеров и в настройке углов атаки траловых досок. Смещение трала от линии пути судна пропорционально различию в длине ваеров и в распорной силе траловых досок [3]. Учитывая растяжимость стального ваера и слабую зависимость С У траловых досок 1960-х гг. от угла атаки, отклонение трала от линии пути судна не превысит 1-2 % от длины ваеров и 5 % от раскрытия трала. Для реальных глубин и скоростей траления эта величина не превысит 10 м. Допустимое отклонение судна от оси каньона, имеющего на горизонте хода трала Н ширину В , при котором с заданной вероятностью Р трал не заденет бортов каньона, будет определяться формулой ( ) 1 2 Ф 2 1 2 , т B B М P −   ∆ = − − −   (1) где М – радиальная СКП места судна; Ф –1 ( х ) – обратная функция Лапласа; В m – ширина полосы движения трала. При этом ширина полосы движения, которая приближенно равна расстоянию между траловыми досками, описывается выражением [4] ( ) г ср к ср т B L l l l = + , (2) где L г – горизонтальное раскрытие трала (расстояние между точками соединения верхней/нижней и боковых подбор по конструкторской документации); l ср – среднее значение длины верхней и нижней подбор трала; l к – длина верхнего кабеля. Тогда вместо формулы (1) можно записать ( ) ( ) 1 г ср к ср 2 Ф 2 1 2. B L l l l М P −   ∆ = − + − −   (3) На рис. 2 представлена зависимость допустимого отклонения ∆ от радиальной СКП места судна при В = 200 м, В г = 100 м, Р = 0,995. Рис. 2. Зависимость допустимого отклонения от радиальной СКП места судна Рис. 3 отображает зависимость допустимого отклонения ∆ от ширины каньона на горизонте хода трала для В г = 100 м, Р = 0,995 и трех значений радиальной СКП места судна – 10, 30 и 50 м. Анализируя рис. 2 и 3, приходим к вполне очевидному выводу: чем точнее определяется место судна, тем более узкие каньоны (а для каньонов V-образной формы – большие глубины) могут быть обловлены рыбопромысловым судном. Это означает, что использование при тралениях в каньонах систем спутниковой навигации GPS и ГЛОНАСС, посредством которых место судна определяется с высокой точностью, делает промысел в районах с каньонами более эффективным. 0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 0 5 10 15 20 25 30 Радиальная СКП, м Допустимое отклонение, м

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz