Вестник МГТУ. 2015, №4.

Вестник МГТУ, том 18, № 4, 2015 г. стр. 610–619 611 варианты наполнить трал, чем традиционное пелагическое и донное траление. В число таких вариантов входит траление в морских каньонах. Допустим, что скопления рыбы в каньонах, так же как происхождение каньонов, связано с постоянным или эпизодическим потоком уплотненных на шельфе вод, обогащенных кислородом. Конусы выноса ниже устья каньонов на материковом склоне косвенно подтверждают наличие потока. Такое допущение приводит к определенным следствиям: течение всегда направлено вдоль каньона вниз по материковому склону; промысловые объекты в каньонах являются обитателями течений и ориентированы течением; в период активизации апвеллинга каньоны становятся наиболее благоприятными зонами для рыбы. Вершины каньонов обычно находятся на глубине в несколько десятков метров. Очевидно, что тралению в каньонах (особенно в тех, размеры которых соизмеримы с размерами орудий лова) сопутствует повышенная опасность повреждения или утери орудия лова. Очень трудно найти золотую середину между экономической эффективностью и безопасностью траления или, точнее, ту "золотую глубину", которая является предельной для текущих условий траления. Здесь судоводитель вынужден перестраховываться, не заглубляя трал и оставляя в каньоне немалую часть потенциального улова, либо идти на неоправданный риск и терять уже не только улов, но и чрезвычайно дорогое орудие лова. При этом возможности и данные, которые предоставляют судоводителю средства измерения и контроля параметров орудий лова и окружающей его обстановки для оценки безопасности траления, не всегда достаточны для принятия адекватного и обоснованного решения. Для обеспечения безопасного и эффективного ведения промысла судоводитель промыслового судна должен использовать наиболее полную информацию, в том числе получаемую от приемоиндикаторов глобальных навигационных спутниковых систем, потенциал которых при решении задач промысла практически не исследован. Допустимое отклонение судна от оптимальной линии пути Пусть каньон V-образной формы находится на некоторой глубине Н к (на рис. 1 эта глубина равна 100 м), а горизонт хода трала равен Н (на рис. 1 – 200 м). Обычно в каньонах сосредоточены те же объекты лова, которые облавливают на шельфе или на переходе шельфа в материковый склон, по существу, это верхняя часть каньона. Рис. 1. Пелагическое траление в каньонах 100 200 300 400 500 400 300 200 200 500 H B m B S H к

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz