Вестник МГТУ. 2015, №4.

Вестник МГТУ, том 18, № 4, 2015 г. стр. 595–600 599 на нефтеналивных судах (кроме стоечных) двойного дна и двойных бортов по всей длине и высоте грузовых танков или требует, чтобы грузовые танки были вкладными. Нефтеналивные суда, которые не удовлетворяют этим требованиям, эксплуатироваться после 31 декабря 2014 г. не могут. Расходы на переоборудование судна являются в большинстве случаев дорогостоящими и превышают выгоду от последующего использования судна, в том числе по причине уменьшения полезной грузовместимости судна после установки второго корпуса. Запрет на эксплуатацию однокорпусных судов для танкерного флота России оказался достаточно ощутимым, так как под запрет попало около 90 % бункерного флота, примерно 700 самоходных судов и 900 несамоходных барж 6 . В настоящее время в России все еще имеются предложения о продаже относительно новых однокорпусных танкеров по низкой стоимости 7 . Такие предложения привлекательны для приобретения однокорпусных судов, например с целью реконструкции по специальным проектам, обеспечивающим повышенную безопасность от загрязнения окружающей среды. В этом случае судно должно пройти ряд согласовательных процедур с комиссией ИМО и портовыми властями для получения разрешения на эксплуатацию. Администрация, как известно, может поручить проверки и освидетельствования признанным ею организациям, к числу которых относится Российский Морской Регистр Судоходства (РМРС). Регистр имеет право устанавливать виды, объемы и периодичность освидетельствований объектов надзора, может присваивать судам класс Регистра согласно своим надзорным функциям. Регистр является членомМеждународной Ассоциации Классификационных Обществ (МАКО, IACS – International Association Classification Societies) и имеет систему качества, которая соответствует требованиям МАКО и международного стандарта ИСО 9001. Правила Регистра являются обязательными для исполнения всеми судовладельцами, организациями, предприятиями и лицами, которые осуществляют проектирование, постройку, эксплуатацию, ремонт или переоборудование судов, а также изготовление материалов и изделий. Регистр осуществляет технический надзор за следующими типами судов: пассажирскими и наливными судами, судами для перевозки опасных грузов, буксирами (независимо от мощности ГД и валовой вместимости), самоходными судами с мощностью ГД 55 кВт и более, валовой вместимостью 80 регистровых тонн и более, либо с суммарной мощностью первичных двигателей 100 кВт и более, а также за судовыми грузоподъемными устройствами грузоподъемностью 1 т и более. НГЭС в силу своей специфики не представляет никакой угрозы окружающей среде, не перевозит грузов или пассажиров, поэтому не попадает в сферу надзора РМРС и может использовать выведенные из эксплуатации однокорпусные танки, получившие после переоборудования разрешение портовых властей на эксплуатацию, в течение длительного времени (вплоть до прихода в негодность от времени при постоянном базировании). Этот вариант можно рассматривать как неплохую и экономичную альтернативу утилизации однокорпусных судов, способную продлить жизненный цикл судна и получить коммерческую выгоду. Заключение Предложенная конструкция несамоходного гидроэнергетического судна является экономичным и удобным в использовании вариантом обеспечения электрической энергией труднодоступных морских районов, к числу которых относятся районы Арктики и Дальнего Востока. Использование НГЭС способно обеспечить быстрое и надежное решение народно-хозяйственной задачи электроснабжения районов, не имеющих собственных мощностей, а также районов, в которые подвод электрической энергии традиционными способами затруднен или невозможен по разным причинам. НГЭС нетребовательны и нетрудоемки в техническом обслуживании при эксплуатации, они могут работать достаточно продолжительный (межрейсовый) период в режиме генерации при минимальной численности обслуживающего персонала. Дополнительный эффект состоит в том, что НГЭС можно оборудовать на базе выведенных из эксплуатации однокорпусных танков, продлив их жизненный цикл. Подобная технология энергообеспечения с помощью мобильных НГЭС может быть особенно привлекательна для стран, имеющих протяженную береговую линию. Библиографический список 1. Шилин М. Б. Кислогубская приливная электростанция: возвращаясь снова и снова [Электронный ресурс] // Ученые записки Рос. гос. гидрометеорол. ун-та. 2009. № 11. С. 101–112. URL: http://elib.rshu.ru/files_books/pdf/11-10.pdf. 6 Егоров Г. Анализ рынка танкеров смешанного типа река – море и речного плавания от Геннадия Егорова // В океяне-море. Информационно-аналитическое агентство [Электронный ресурс]. URL: http://www.publicsea.ru/news/. 7 Маслов К. Двойная защита. О полном запрете однокорпусных танкеров с 2015 года [Электронный ресурс] // Адвокатское Бюро Санкт-Петербурга "ИНМАРИН". URL: http://inmarin.ru/press-centr?id=202000&print.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz