Вестник МГТУ. 2015, №4.
Борисова Л. Ф., Коробко А. Н. Несамоходное гидроэнергетическое судно… 598 Избыток выработанной энергии может быть использован для производства кислорода и водорода, которые в свою очередь можно использовать как топливо для двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Это целесообразно, когда пиковая выработка электроэнергии попадает в нерабочее время суток. Подвижные выдвижные стойки (7) предназначены для установки наплавного судна на грунт у береговой линии. Несамоходное судно с помощью выдвижных стоек устанавливается и выравнивается у берега с учетом рельефа дна и высоты прилива. Наплавное судно должно быть установлено таким образом, чтобы на самой малой воде турбина была погружена. Это позволит заполнять танки максимальным количеством приливной воды. В рассматриваемой конструкции осадка судна позволяет устанавливать наплавные блоки НГЭС при величине прилива от 5 до 15 м. Выдвижные опоры позволяют зафиксировать установленный наплавной блок НГЭС на грунте у необорудованного берега, обеспечивают экологичность НГЭС и предотвращают заиливание. Применение выдвижных стоек позволит решить проблему засыпки днища судна грунтом (погружения) при длительной стоянке. Защита корпуса (морозоустойчивая, антикоррозийная и пр.) может быть выполнена с использованием мероприятий, разработанных при реконструкции Кислогубской ПЭС и показавших хорошее качество при опытной эксплуатации [1]. Доставка НГЭС к месту установки может осуществляться методом буксировки посредством буксирной линии (троса) буксирующим судном или методом толкания барже-буксирным составом. Реализация НГЭС на базе одноконтурных наливных судов Разливы нефти, как известно, исключительно опасны для окружающей среды. Одним из источников разливов нефти являются нефтяные танкеры. На танкеры приходится менее пяти процентов от общего числа разливов с судов, но более 60 % от общего объема 3 . Учитывая, какие объемы нефти перевозят современные танкеры, их рассматривают как угрозу для окружающей среды. Исторически сложилось так, что нефтяные танкеры строились с одной оболочкой, однокорпусными. У однокорпусных танкеров забортная вода и нефть разделены одной стальной пластиной. При столкновении, навале или посадке на мель такая оболочка получит гарантированно пробоину, в результате чего происходит разлив. Характерным примером является авария танкера "Надежда" 4 с 786 т топлива (426 т дизельного топлива и 360 т мазута) на борту, севшего на мель у берегов Сахалина 28 ноября 2015 г. Инцидент произошел во время сильного шторма. Судно пережидало непогоду в районе порта Невельск в 150 м от берега. Под воздействием ветра якорь при выемке ударил о корму, вследствие чего танкер получил трещину в машинном отделении. Никто из членов экипажа не пострадал. При осмотре танкера выявлено затопление машинного отделения и повреждение второго танка с мазутом. Произошел разлив топлива в море и загрязнение берегового грунта нефтепродуктами на территории около 3,5 км. Танкер с двойным корпусом имеет две стальных пластины, разделенные между собой пространством. При этом второй корпус обеспечивает буферную зону между забортной водой и грузом нефти. Вероятность загрязнений с двухкорпусных судов значительно меньше, чем с однокорпусных, особенно если столкновение происходит на малых скоростях или при посадках на мель. В 1983 г. в рамках международной конвенции МАРПОЛ 73/78 было принято Приложение I, регулирующее предотвращение загрязнений нефтью с морских судов. После ряда крупных столкновений морских судов и происшествий, которые привели к существенному загрязнению окружающей среды, в 1992 г. к Приложению были приняты поправки в Резолюции 52 (32). Поправка 13F содержит требование наличия двойного корпуса у всех танкеров, построенных после 06.06.1996 г. Дополнительные требования были приняты для танкеров грузовместимостью 5 000 т и более, согласно которым все пространство грузовых танков судна должно быть окружено балластными танками или иным пространством, которое не является грузовым или топливным 5 . Даже при успешно пройденной проверке системой оценки состояния эксплуатация однокорпусных танков запрещается после 2015 г. или по достижению судном возраста 25 лет после даты его поставки, если этот срок истечет раньше окончания 2015 г. В настоящее время МАРПОЛ ратифицировали более чем 150 стран, что составляет более 99 % тоннажа мировых торговых перевозок. В России с 2012 г. действует Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта. Статья 108в Технического регламента предусматривает наличие 3 Нефтеналивные суда. Загрязнения нефтепродуктами с судов [Электронный ресурс]. URL: http://www.seagulf.ru/tanker.php. 4 Танкер "Надежда" построен на верфи Banguhjin Shipbuilding & Engineering (г. Ульсан, Южная Корея) 1 октября 1986 г. как однокорпусное судно. 5 IMO Documentation/ Protocol of 1978 relating to the International Convention for the Prevention of Pollution from Ships, 1973, as amended (MARPOL PROT 1978) [Electronic resource]. URL: https://imo.amsa.gov.au/public/parties/marpol78.html.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz