Вестник МГТУ. 2015, №4.

Вестник МГТУ, том 18, № 4, 2015 г. стр. 577–588 587 В государственной программе развития образования на 2016–2020 гг. (утверждена постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497) предусмотрено формирование сети опорных университетов регионов, ориентирующихся на кадровое обеспечение ключевых отраслей региональных экономики. В настоящее время уже создано 11 опорных университетов. В планах Минобрнауки РФ в ближайшие два года создать еще 50 опорных университетов, 20 – в 2016 г. и еще 30 – в 2017 г. Учитывая приморский характер Мурманской области и АЗРФ, значительный совокупный вклад морехозяйственной деятельности в развитие региона, который с учетом реализации масштабных арктических шельфовых проектов будет только расти, становится очевидной задача укрепления кадрового потенциала в сфере морской деятельности на Арктическом региональном направлении. В арктической стратегии инженерное образование имеет ярко выраженную морскую специфику, поэтому его дальнейшее развитие связано с эффективным использованием интеллектуального потенциала морских научно-образовательных центров и учебных заведений. Поэтому с точки зрения морехозяйственной специфики экономики Мурманской области создание опорного университета региона на базе специализированного морского инженерно-технического вуза является наиболее обоснованным. В этом смысле стратегия развития МГТУ как специализированного морского вуза, обеспечивающего подготовку кадров для работы прежде всего в морской (морехозяйственной) сфере, полностью отвечает концепции и задачами формирования сети опорных вузов регионов. МГТУ сегодня обладает самым большим в арктическом макрорегионе (АЗРФ) научно-образовательным потенциалом в области подготовки инженерно-технических кадров морского (морехозяйственного) профиля для арктической (северной) экономики и в наиболее полной мере соответствует статусу опорного вуза приморского региона (Мурманской области), так как именно в морехозяйственных видах экономической деятельности формируются важнейшие конкурентные преимущества региональной экономики на долгосрочную перспективу. Таким образом, система профессионального образования Мурманской области, для того чтобы быть конкурентоспособной на рынке образовательных услуг, должна развиваться в русле стратегических задач национальной морской и арктической политики. Учитывая специфику арктической экономики, которая имеет ярко выраженный морской (морехозяйственный) вектор развития, создание опорного университета в Мурманской области (которая позиционируется в государственных документах стратегическим центром развития АЗРФ) на базе Мурманского государственного технического университета является наиболее эффективной моделью формирования региональной системы профессионального образования с точки зрения приоритетов государственной арктической и национальной морской политики России, задачи и целей устойчивого социально-экономического развития Мурманской области. Выводы 1. Главное конкурентное преимущество любого региона связано с развитием человеческого (интеллектуального) потенциала, в частности с повышением уровня образования населения. Именно в сфере образования на современном этапе находится ключ к формированию экономики, основанной на знаниях, обеспечению инновационного экономического роста. 2. Решение стратегических задач обеспечения устойчивого развития и модернизации экономики регионов, входящих в АЗРФ, невозможно без подготовки высококвалифицированных инженерных кадров, способных осуществлять модернизацию и технологическое развитие экономики Арктического региона. 3. Для того чтобы реализовать на практике заявленные цели, связанные с позиционированием Мурманской области в статусе стратегического центра развития Арктики, необходимо обеспечить интеллектуальное лидерство региону, где именно высшее инженерное образование формирует человеческий потенциал (капитал), являющийся основой инновационного развития. 4. Одно их главных конкурентных преимуществ Мурманской области связано с укреплением ее морского потенциала. Именно в морехозяйственных видах экономической деятельности, возникающих на стыке суши и морской акватории, формируется системообразующая основа важнейших конкурентных преимуществ экономики региона. 5. Наличие в Мурманской области собственной системы профессионального образования, ориентированной на взаимодействие в первую очередь с уже адаптированным населением Кольского Севера, становится важнейшим фактором гарантированного обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона. При этом высшее инженерное образование должно стать катализатором развития и укрепления кадрового и научного потенциала экономической системы региона, способного обеспечить достижение перспективных целей промышленного развития. 6. В арктической стратегии инженерное образование имеет ярко выраженную морскую специфику, поэтому его дальнейшее развитие связано с эффективным использованием интеллектуального потенциала морских научно-образовательных центров и учебных заведений.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz