Вестник МГТУ. 2015, №4.
Агарков С. А. Образовательный потенциал в концепции… 584 Арктические компетенции В профессиональной среде активно используются такие понятия, как "арктическое морское природопользование", "арктическое недропользование", "арктическое судоходство (судовождение)", "арктическое промышленное рыболовство", "арктическое право", "арктические технологии", "арктический социум" – они формируют общий контур целостного понятия "арктическая экономика". В то же время понятие "арктические компетенции" пока не получило необходимой конкретизации как с точки зрения актуализации технико- технологических регламентов, так и в части требований к профессиональным компетенциям, обязательным для работы в арктических (северных) условиях. Следовательно, четко сформировать требования к уровню специфических компетенций в образовательных программах при подготовке специалистов для северной (арктической) экономики пока не представляется возможным, особенно когда речь идет о перспективных высокотехнологичных проектах по освоению арктического шельфа. Поэтому для обеспечения качественной подготовки (повышения квалификации, переподготовки) кадров для хозяйственной деятельности в арктических условиях важно конкретизировать и систематизировать арктические компетенции в профессиональных стандартах, что позволит разработать на их основе актуальные образовательные программы высшего и среднего профессионального образования. Вызовы перспективного развития Серьезным вызовом, сдерживающим текущее и перспективное развитие АЗРФ в целом и Мурманской области в частности, является отток из приарктических районов высококвалифицированных кадров и молодежи. Так, на общем фоне снижения численности населения Мурманской области (рис. 5), примерно чуть больше 1 % в год (в 2015 г. численность населения Мурманской области составила 766 тыс. человек, что составляет 95 % к уровню 2009 г.), снижение численности выпускников 11-х классов (начиная с 2009 г.) составляет более 7,5 % в год (рис. 6). Из них только 45 % поступают в вузы региона и примерно столько же уезжают за его пределы. Рис. 5. Динамика изменения численности населения в % к уровню 2008 г. Рис. 6. Доля выпускников 11-х классов, поступивших в вузы региона 100 99 99 98 97 96 95 74 64 64 60 53 54 0 20 40 60 80 100 120 5 586 5 004 4 295 4 210 3 951 3 588 3 491 3 143 2 148 1 948 1 759 1 721 1 570 1 572 56 % 43 % 45 % 42 % 44 % 44 % 45 % Численность населения к уровню 2008 г. (2008 г. – 100 %), в % Численность выпускников 11-х классов к уровню 2008 г. (2008 г. – 100 %), в % Число участников ЕГЭ, чел. 11-классники, поступившие в вузы в пределах региона Доля поступивших в вузы региона от сдавших ЕГЭ, в %
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz